Пятидневка Третьяковская галерея: планы на 2018 год

27 декабря 2017, 13:45

Программу "Пятидневка" ведёт Вадим Тихомиров.

27 декабря, 185 лет назад, родился купец Павел Михайлович Третьяков (1832-16.12.1898), основатель Третьяковской галереи в Москве. О том, как живёт сегодня Третьяковская галерея, узнаем у замдиректора Татьяны Карповой.

Как будете отмечать день рождения П.М. Третьякова?

Т. Карпова: Как всегда, в трудах. К юбилею Павла Михайловича у нас подготовлена интересная выставка. В залах мы аннотировали различные произведения, которые П.М. Третьяков приобретал. Посетителям рассказываем истории его подчас непростых отношений с художниками. А вообще вся наша Третьяковская галерея посвящена Павлу Михайловичу. У нас много планов на 2018 год. Как всегда, они разнообразны и обширны.

А что больше любил П.М. Третьяков: свою жену или Третьяковскую галерею?

Т. Карпова: Думаю, что он любил в равной степени и свою семью, и свою жену, и Третьяковскую галерею. Последние его слова были: "Берегите галерею". Это то, что он завещал и своей семье, и служителям Третьяковской галереи. И это стараемся делать мы: беречь Третьяковскую галерею, беречь собрание, беречь память о П.М. Третьякове.

П.М. Третьяков начал собирать картины в 24  года, а уже в 29 лет написал своё первое завещание, где уже просил передать Третьяковскую галерею после его смерти в дар городу, в дар народу. Как такой молодой человек мог видеть так глубоко и далеко?

Т. Карпова: Это действительно примечательный факт в биографии П.М. Третьякова. Он с самого начала своей собирательской деятельности думал не о частной коллекции, которые имели многие, и очень многие эти коллекции потом растворились после смерти их или после разорения владельцев, он сразу в столь юные годы поставил перед собой задачу создания общедоступного музея, приносящего пользу многим и удовольствие всем. Он всегда считал, что взятое от общества должно вернуться обществу же.

И эта задача, поставленная им перед своей собирательской деятельностью, встретила понимание и отклик у художников. Он много раз говорил, что его собрание обязано бескорыстию русских художников.  Зная, что это будущий музей, а не просто частная коллекция, художники шли на уступки, часто значительные.

Всё-таки художники адекватную ли цену просили у него за свои произведения? И не обманывали ли они иногда мецената?

Т. Карпова: Конечно, художники во все времена живут непросто. И были разные художники. П.М. Третьяков добрым словом поминал тех художников, которые не старались увеличить цены, которые шли на уступки. В частности, к ним относился Василий Перов, который никогда не ставил перед П.М. Третьяковым каких-то жёстких условий. Вообще, Павел Михайлович Третьяков был человеком, хорошо считавшим. Он был прекрасно осведомлён о существующем рынке и о ценах.

Во многом благодаря его галерее художники получили известность, и  русская школа получила известность. Когда галерея уже открылась, можно было сказать, как говорил И. Репин, что "русская художественная школа есть". Если бы не было галереи П.М. Третьякова, многие бы из русских художников второй половины XIX века были бы в России и за рубежом не известны. П.М. Третьяков очень часто, зная, что какой-то художник работает над очень большим полотном, предоставлял ему ссуду, что-то вроде аванса. Он понимал, что художник, который делает большую картину, не должен отвлекаться на какие-то мелкие заказы ради заработка. Поэтому очень многие русские художники той эпохи многим обязаны П.М. Третьякову.

Полностью материал слушайте в аудиозаписи.

Пятидневка. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • "Лайфхаки"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация