Пятидневка Эксперт: пещерные люди были первыми кинозрителями
Программу "Пятидневка" ведёт Вадим Тихомиров
Не секрет, что во Франции, родилась масса полезных изобретений: помимо Эйфелевой башни, именно здесь был создан первый автомобиль, первый граммофон, а также ставший популярным сейчас кинематограф. Историческая дата: "В этот день в Париже, в Индийском зале "Гранд-кафе" на бульваре Капуцинок, 14, была показана первая программа синематографа братьев Люмьер. Это ознаменовало рождение мирового кино. Какие пути развития прошло кино? Как оно из средства развлечения стало рычагом идеологии?"
Эксперт в студии – учёный секретарь Музея кино Милена Мусина.
На связи – режиссёр Алла Ильинична Сурикова, снявшая в 1987 году фильм "Человек с бульвара Капуцинов"
Вадим Тихомиров: - Какие пути развития прошло кино? Как оно из средства развлечения стало рычагом идеологии? Куда движется современное российское кино?
Милена Мусина: - Я историк кино, а честно говоря, я не слишком слежу за тем, что происходит в современном отечественном кинематографе. Всякая хорошая история ведёт нас в будущее и обязательно ориентирована в прошлое.
Вадим Тихомиров: - Это правда, что камера-обскура и театр теней - всё это было предтечей кино?
Милена Мусина: - Конечно, всё это было предтечей современного кино. Мало того, наверное, самыми первыми кинематографистами и кинозрителями были пещерные люди. Они сидели в своей пещере рядом с костром, блики от которого бродили по стенам пещер, а на этих стенах были уже изображения первых пещерных художников. И вот эти блики костра оживляли изображение, поэтому иногда говорят о том, что именно тогда возник кинематограф.
Ведь любое открытие возникает не тогда, когда его изобретают, а когда появляются люди, которые могут это открытие воспринять. Поэтому, например, в момент изобретения кинематографа родились не только кинематографисты, но и зрители.
Вадим Тихомиров: - Конечно, хочется сразу перенестись к более близкой истории, но давайте вернёмся к глобальной истории кинематографа. Ведь кинематограф развивался по разным направлениям. Братья Люмьер были не первыми и не последними, кто продвигал эту историю. Был даже русский инженер-изобретатель – Иосиф Тимченко, который предлагал всем купцам инвестировать в кино. Но ни Савва Мамонтов, ни Савва Морозов не дали ему денег на кино.
Милена Мусина: - На тот момент это было научное открытие, а его в первую очередь воспринимали как аттракцион. Никто не верил в коммерческую составляющую. Наши меценаты занимались тогда высоким искусством, но на кино никто денег давать не хотели. Первые примеры движущихся изображений появляются в 30-е годы XIX века, а в 1889 году Эдисон придумывает кинетоскоп
Вадим Тихомиров: - У нас на связи – автор фильма «Человек с бульвара капучинов» Алла Ильинична Сурикова. Как вы отмечаете праздник мирового кино?
Алла Сурикова: - Это приятный праздник. Всех поздравляю!
Вадим Тихомиров: - Ваш фильм собрал удивительную кассу – 60 миллионов человек. Откуда вы взяли мебель, которая постоянно билась о головы наших артистов?
Алла Сурикова: - Знаете, это не вся мебель, но некоторая, которая участвовала в трюках и была сделана из легкого бальсового дерева. Саша Аристова сказала, что есть такое дерево, что оно используется в дельтапланеризме, что в СССР оно покупается за валюту и есть у одного генерала. Мне пришлось пойти к генералу…
Полностью запись беседы слушайте в аудиофайле
Пятидневка. Все выпуски
- Все аудио
- "Лайфхаки"