Субъектив Европейские политэксперименты всегда начинаются в Италии
Персоны
Гость Петра Фёдорова в программе "Субъектив" – корреспондент итальянского телеканала RAI в Москве Марк Иннаро.
ИННАРО: Надо сказать, во-первых, что Италия всегда была политической лабораторией всей Европы – традиционно. Можно сказать, уже в начале XX века – в хорошем и в плохом смысле. Имею в виду, где родился фашизм в Европе? Это было, можно сказать, в Италии. Адольф Гитлер просто обожал Муссолини.
ФЕДОРОВ: Да. Чем больше мы изучаем биографию Муссолини, тем больше открытий: он был знаком с Лениным. Он был знаком с другими большевиками. Поэтому вот это переплетение до фашистской ориентации Муссолини и итальянский фашизм – все понимают, это не немецкий нацизм.
ИННАРО: Надо тоже напомнить, что Муссолини был главным редактором газеты Avanti, которая была газетой итальянской социалистической партии. Но то, что я хотел сказать в продолжение этого размышления, это факт, что, например, в конце 70-х Италия была политической лабораторией для того, что тогда называлось историческим компромиссом.
ФЕДОРОВ: Еврокоммунисты формировались в Италии.
ИННАРО: Формировались еврокоммунисты и так далее. Сейчас происходит еще одно очень интересное явление…
ФЕДОРОВ: Отход от традиционных политических партий.
ИННАРО: Именно. Это в двух направлениях. "Лига" – это бывшая "Северная Лига", лидера зовут Маттео Сальвинии.
ФЕДОРОВ: Это индустриальный район Италии.
ИННАРИО: Но это северная часть Италии, которая, скажем так, более развита с экономической точки зрения. И еще одно движение, которое называется "Пятизвездочные". Их лидер был вначале, скажем так, комик Беппе Грилло, а сейчас его политический лидер – Луиджи ди Майо, ему только 32-33 года. А лидеру "Лиги" Маттео Сальвинии – 41. Знаете, это очень интересно, потому что в стране, как Италия, когда всегда царствовали пожилые люди…
ФЕДОРОВ: Да, всегда. Президент и сейчас не самый молодой.
ИННАРИО: Премьер-министр, который имеет роль президента, у нас был всегда человек пожилой, выше 65 лет. Только предпоследний – Маттео Ренци от демократической партии, ему было тоже 40. Сейчас идет практически новая волна политических лидеров, то есть отсутствует средний возраст, скажем так.
Полностью слушайте в аудиоверсии.