Диалоги о рыбалке Рыболовное прекрасное. Карась
Персоны
Почему самые незабываемые впечатления у рыболова именно от ловли карася?
САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые любители рыбалки. В студии "Вести ФМ" Алексей Гусев и Гия Саралидзе. Всех приветствуем.
ГУСЕВ: Здравствуйте, уважаемые рыболовы. Привет, как мы обычно говорим.
САРАЛИДЗЕ: Да, привет. Сегодня мы поговорим о карасе.
ГУСЕВ: "Как живете, караси?" – "Ничего себе, мерси!" Да? Вот скажи мне, пожалуйста, если бы во время твоего школьного обучения тебе бы дали сочинение на тему "Моя любимая рыба", о ком бы ты написал это произведение?
САРАЛИДЗЕ: Ты знаешь, я не скажу, что карась – моя любимая рыба.
ГУСЕВ: Так.
САРАЛИДЗЕ: Я скажу по-другому.
ГУСЕВ: Какую подводку сделаешь?
САРАЛИДЗЕ: Карась входит в описание моей идеальной рыбалки – вот я бы так сказал.
ГУСЕВ: Ага.
САРАЛИДЗЕ: Ну, потому что он водится именно в тех местах и клюет в то время…
ГУСЕВ: Которое соответствует твоему представлению о рыболовном прекрасном.
САРАЛИДЗЕ: Совершенно верно, совершенно верно. Люблю я вот пруды, люблю там озера, гладь воды, вот это вот…
ГУСЕВ: Если мы говорим о средней полосе России и даже немножко шире, то мне кажется, что карась – одна из тех рыб, с которыми рыболов будущий или начинающий встречается первым. Одна из первых рыб – вот так скажем.
САРАЛИДЗЕ: Одна из первых рыб, да. Тут я посмотрел документальный фильм, наверное, там был набор документальных кадров начала 50-х годов. И там, значит, снято было, как мальчишки где-то в пионерском лагере ловят рыбку. Ну и там верхоплавка и карасики маленькие.
ГУСЕВ: Вот-вот-вот, именно. Но я тебе хочу сказать, что со времен нашего детства много чего изменилось. Раньше-то у нас преобладал в уловах карась золотой.
САРАЛИДЗЕ: Совершенно верно, я помню это время, да.
ГУСЕВ: Красивый, с красными плавничками, с отличным таким оливковым отливом по спине и прямо изрядно золотым брюшком. А сейчас превалирует в уловах карась серебряный. И я тебе хочу сказать, что выглядит он не так роскошно, не так презентабельно.
САРАЛИДЗЕ: Эффектно.
ГУСЕВ: У него какой-то пролетарский вид. Там все-таки такое дворянство, достоинство…
САРАЛИДЗЕ: Ну там прямо золотая рыбка некоторые были экземпляры.
ГУСЕВ: С позументами и глазурью золотая рыбка. А серебряный – нет. Но они-то, конечно, очень близки по своей ихтиологической сущности, по классификатору, скажем так. Но вот поведение у них разное, и, видимо, карась серебряный больше приспосабливаем к условиям. Все-таки антропомофорный… Правильно я называю?
САРАЛИДЗЕ: Почти.
ГУСЕВ: Да, да. Короче, человеческий фактор, антропогенный пресс сегодня на аудиторию, на аудиторию карасей достаточно серьезен. И водоемы-то изменились. То есть мы можем по внешнему виду водоема понять, какая разница между водоемами той нашей детской, скажем так, истории, детских воспоминаний, и как сейчас это выглядит.
САРАЛИДЗЕ: В течение моей там даже детской жизни я наблюдал, как изменялось население того карьера, где мы с моими двоюродными братьями недалеко от Гомеля (можно сказать, практически сейчас, наверное, это черта города) ловили карася. Просто мы ловили его в течение там нескольких лет. И если вначале преобладал, допустим, карась – вот тот, которого мы золотым называем, а мы его называли либо красным, либо золотым карасем, то потом со временем было видно, как серебряный карась просто выдавливает, золотой становился все мельче и мельче, все реже и реже попадался.
ГУСЕВ: Я с тобой согласен абсолютно. И если мы говорим о размерных характеристиках (а трофейные размеры всегда рыболовов впечатляют, и они гоняются за рыбами максимально крупными), то вот золотой карась в рассказах моего деда и моего дяди был и по полтора, и по два килограмма. Я-то думал, что таких рыбин не бывает, самый большой, которого я поймал, был граммов 500, но и то мне казалось, что это громадная рыба. А вот что касается карася серебряного, то здесь мы воочию можем убедиться, что он вырастает легко до килограмма, до полутора и даже до двух. И более того, таких особей можно наблюдать стадами.
Слушайте в аудиофайле