Субъектив Говорить, что не было подвига панфиловцев, неправильно
Персоны
О правде и вымыслах о Великой Отечественной расскажет начальник Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации Игорь Пермяков.
Ведущий – Пётр Фёдоров.
ФЁДОРОВ: Появились суждения о том, что подвиг 28 панфиловцев, сама вся эта история основана не на документах, а на газетной публикации. Были ли они героями, кто-то из них сдался в плен, и, вообще, героический ли это момент – и это длилось достаточно долго. Были даже, я бы сказал, профессиональные или околопрофессиональные заявления на эту тему. Но не так давно мне довелось читать, что документы-то сохранились и о политруке Клочкове, и о самих этих ребятах, которые преградили путь немцам.
ПЕРМЯКОВ: Да, это так. И мое твердое убеждение и позиция, что для того чтобы рассказывать про историю, рассказывать про то далекое, недалекое время, надо сначала погрузиться в эту тему. И погрузиться в эту тему не с точки зрения многоуважаемых воспоминаний, позиции одного, другого человека, а именно изучить материалы, которые в то время издавались, которые писались делопроизводителями воинских частей, которые подписывались командирами, начальниками штабов, велись журналы боевых действий, исторические справки, списки о потерях. И после этого только можно с максимальной долей достоверности сказать: да, это было так, так и так.
Понятно, 1941 год. Время для нашей страны очень непростое и очень тяжелое. Соответственно, враг идет вперед. До Москвы осталось совсем чуть-чуть. И понятно, что не было идеального делопроизводства.
ФЁДОРОВ: И потом, мы же отступали, и какие-то архивы доставались врагу!
ПЕРМЯКОВ: Да, да!
ФЁДОРОВ: Разбомбили, не вывезли, потеряли, сгорел!
ПЕРМЯКОВ: Не было идеального делопроизводства. И нельзя сказать, что этому уделялось огромное внимание. Хотя, когда проследишь историю создания военной документации за 1943-1945 годы – документы намного лучше. Они более четкие, более информативные. В них можно почерпнуть именно то, что мы хотим. 1941 год – отступление, оборона Москвы – не до документов было! Хотя, когда мы стали изучать именно на предмет прояснения для себя, как для архивистов, как для историков, событий Панфиловской дивизии, мы погрузились в эту тему, и я вам скажу откровенно, что бои были страшные, что бои были с большими потерями. За 10 дней Панфиловская дивизия потеряла 50 процентов личного состава.
Полностью слушайте в аудиоверсии.