Диалоги о рыбалке Что позволено народам Сибири, не позволено никому. Рыбалка на Енисее

13 декабря 2020, 07:06

Персоны

Откуда растут ноги у рыбалки народов, проживающих на Енисее? Особенности рыболовства в этих краях. Почему рыбалка – не на первом месте? Есть ли здесь народы – рыбаки-рыбаки?

САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Гия Саралидзе. Это программа "Диалоги о рыбалке". И сегодня вновь у нас в гостях Марат Сафаров.

САФАРОВ: Приветствую, Гия.

САРАЛИДЗЕ: Марат, не рыболовный Марат продолжает стоять на вахте, рыболовную вахту свою. И я с удовольствием на самом деле продолжу вот эту серию наших программ, где мы говорим о скорее не просто о рыбалке как хобби, как об увлечении, а все-таки как о, наверное, о том, откуда растут корни у этого хобби, увлечения, этого азарта и так далее. Потому что с рекой, с водой, там с озерами, с морями были связаны жизни наших предков, многих народов и продолжают тесно быть связаны. Вот сегодня мы поговорим о народах, малочисленных народах Сибири, в частности Енисейского края, которые связаны с бассейном великой реки русской Енисей, его притоков Бахта, Тунгуска, Подкаменная Тунгуска и так далее. Вот это все, конечно, очень любопытно. Я сталкивался с представителями этих народов, когда мы снимали свои документальные фильмы. Ну, в частности, мы уже неоднократно говорили о кетах, либо кето, как они сами себя называют. Собственно, я сначала узнал как кето, потом только я узнал, что у нас по-другому как-то их называют. Раньше остяками называли в Российской империи, вот когда осваивали эти земли. Ну, правда, насколько я понимаю, в остяки записывали всех: и кето, и селькупы, и другие народы.

САФАРОВ: Это да, как самоедов. Действительно, это народ, который проживает на севере Красноярского края, и есть такое понятие, группа такая – туруханские кеты. Понятно, где Туруханск, как это сурово вообще звучит даже. Тем более, что быт и культура какая сложная там, она должна быть адаптирована к природе. И численность этого народа небольшая, сразу скажу нашим радиослушателям, ну это примерно около полутора тысяч человек, 1600 – вот примерно так. Почему примерные цифры? Потому что очень многие представители народа кето ассимилировались, то есть вот язык, допустим, в отличие от других сибирских народов, у них в большинстве своем все-таки русский, они русскоязычные и давно уже русскоязычные. Они очень тесно были связаны с русскими сторожилами-сибиряками, которые сюда приходили, промысловиками, и очень серьезно адаптированы в 20-м веке были уже на промысловое рыболовство. А зачем вообще интересоваться их способами рыбалки? В последнее время, мне кажется, такая возникла мода, ну, может быть, скорее она пока теоретическая, когда люди, отправляющиеся в путешествие, их нельзя назвать профессиональными рыбаками, они вот как-то пытаются перенять опыт народов, которые живут, особенно там, где есть условия инфраструктурные для этого, есть какие-то этнодеревни, вот есть какие-то технические возможности для того, чтобы эти промысловые способы использовать, если только они не подпадают у нас под браконьерские законы. Потому что есть определенная тонкая грань: многие сибирские народы осваивали ну прежде всего такое запорное рыболовство, которое (ну, Гия, я думаю, вы согласитесь со мной), оно все-таки на грани фола с точки зрения наших законодательных представлений о браконьерстве. И кроме того, у нас есть… Сразу скажем тем радиослушателям, которые, может быть, впервые подключились к программе (хотя я думаю, что таких нет, понятно, что у вас аудитория постоянная), о том, что то, что позволено народам Сибири коренным, не всегда позволено всем остальным гражданам нашей же страны. Потому что существуют очень серьезные законодательные льготные либеральные такие формы промысла, которые связаны именно с традиционным их укладом, об этом много раз говорилось. Поэтому что то, что мы будем говорить сейчас, это традиционная история, и эта история исключительно кетов...

Слушайте в аудиофайле!

Диалоги о рыбалке. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация