Нацвопрос "В Москве никогда не было мононациональной культуры"

11 сентября 2021, 02:06

Персоны

Ко Дню города. Москва многонациональная, исторический и современный опыт жизни разных народов для мегаполисов мира.

САФАРОВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. В эфире "Вести ФМ", как всегда в это субботнее время, программа "Нацвопрос". В студии Марат Сафаров. Наших слушателей, живущих в Москве, мы поздравляем с Днем города. Поговорим сегодня об истории нашей столицы, о людях, которые ее населяют, о разных интересных колоритных общинах, образующих единое целое (вот "город – единство непохожих" – такая эпичная фраза к Москве подходит, конечно), и о том, как один из крупнейших мегаполисов мира работает в сфере национальных отношений. Именно работает, не относится, не эмоции какие-то выражает, а системно работает с национальными отношениями. И у нас в гостях сегодня – доктор исторических наук, историк, этнолог Ольга Клишина и ведущий научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Фарид Асадуллин. Приветствую наших гостей.

АСАДУЛЛИН: Добрый день.

КЛИШИНА: Добрый день.

САФАРОВ: Здравствуйте. Ну, наверное, начнем мы с основного – с того, что определяет Москву, определяет московское лицо на протяжении ну фактически всей ее истории. Ведь это не специфика последних десятилетий, не только конец века 20-го и начала 21-го, а в целом по источникам, по литературе различной, по мемуарной литературе, вот этот многонациональный характер, это умение сосуществовать в большом городе свойственно столице России. Вот феномен многонациональной Москвы, особенности складывания общин – в чем они? Может быть, как отличие от европейских, американских мегаполисов? Фарид Абдулович?

АСАДУЛЛИН: Трудно здесь сопоставлять ту тему, которую вы обозначили, с ситуацией в Америке и в Западной Европе, потому что в каждой стране существует своя локальная история. Ну, что касается России и нашей столицы, то я полагаю, что она изначально была многонациональной. Если мы посмотрим на известные нам исторические источники, то надо признать, что вообще московская земля была точкой пересечения разных миграционных потоков. Да, это была земля, на которой жили и представители финно-угорских народов, и восточных христиан, вятичи и кривичи. Это были представители, ну условно представляющих, так сказать, южные рубежи, тогда складывающегося российского государства, но и это были представители Волжской Булгарии. Да, и вот когда мы говорим об этом многоцветии, мы должны, конечно же, осознавать, что здесь никогда не было какой-то мононациональной культуры. Это была культура синкретическая, она, так сказать, формировалась из разных потоков. Но мне как востоковеду, как исламоведу, конечно, ближе темы, связанные с бытованием здесь татар – градообразующего этноса нашей столицы. И вот Марат прекрасно знает, вот когда я писал свою первую книгу, она называется "Москва мусульманская", я обратил внимание, что первожителем Москвы, кроме официального…

САФАРОВ: Основателя.

АСАДУЛЛИН: Основателя Москвы Юрия Долгорукова, был некий Семен Иванович Кучка. И вот я, так сказать, доказательно об этом пишу, он представитель Волжской Булгарии, и в принципе, так сказать, изучая повесть о начале Москвы, это можно очень легко установить. …

САФАРОВ: Ольга Семеновна, вот как представитель московского образования, столичной системы образования, то, о чем говорит Фарид Абдулович о таких очень важных аспектах, они, будучи академическими знаниями, как-то оказываются востребованы системой образования? То есть о них, об этих знаниях, за пределами академического сообщества известно кому-то? Детям, допустим, учителям истории москвоведения (старого такого предмета из 90-х годов, может быть, он иначе как-то называется), но так или иначе, разговор в школе об этих аспектах, он идет?

КЛИШИНА: Да, конечно. Можно сказать, что система образования нулевых годов, когда были этно-культурные школы, были общеобразовательные школы, сейчас претерпела существенные изменения. И на данный момент очень многие школы, которые раньше носили этно-культурный компонент, составляют часть больших образовательных комплексов. Но при этом языки изучаются, факультативно даже, соответственно очень многие школы сохранили свои музеи национальной культуры. И поэтому я бы сказала, что на новом этапе переживает знакомство с национальной культурой Москва...

Слушайте в аудиофайле!

Нацвопрос. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация