Нацвопрос Преображенское: чем сегодня живут московские старообрядцы
Персоны
Преображенское – один из центров русского старообрядчества. Как организуют свою духовную жизнь в мегаполисе современные старообрядцы? История 250-летней общины и ее просветительские проекты. Марат Сафаров беседует с Константином Кожевым, директором благотворительного фонда Преображенского старообрядческого монастыря города Москвы.
САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вестей ФМ" – программа "Нацвопрос", в студии – Марат Сафаров.
Совсем недавно завершилась очень познавательная, полезная конференция "Следуя отеческим заветам. Наследие старообрядцев Преображенской Федосеевской общины города Москвы". Мы в нашей программе уже посвящали выпуски теме русского старообрядчества, в частности, беседовали с такими известными исследователями, как Елена Михайловна Екименко или Сергей Михайлов. Говорили о Русском Севере, культуре старообрядчества, об уникальном московском месте – Рогожском поселке. А сегодня разговор пойдет у нас о не менее интересном и важном для российской истории духовном старообрядческом центре – Преображенском.
Наш сегодняшний гость – Константин Викторович Кожев, директор благотворительного фонда Преображенского старообрядческого монастыря города Москвы. Константин Викторович, приветствуем вас в эфире "Вестей ФМ".
КОЖЕВ: Доброго здоровья!
САФАРОВ: Константин Викторович, прежде всего, как привыкли мы, журналисты, информационный повод – прошедшая конференция. Она первая, большая, очень интересная, и мне благодаря вашему приглашению удалось на ней побывать, и не только на конференции, но и на замечательных экскурсиях по территории старообрядческого Преображенского (но об этом чуть позже). Прежде всего – цель и темы, идея самой конференции. Вот все-таки такие большие научные мероприятия, они, как правило, складываются тогда, когда уже определенный научный, познавательный, краеведческий опыт сложился, и необходимо некоторые промежуточные итоги подвести.
КОЖЕВ: Благодарю за приглашение. Действительно, эта конференция была уже у нас выверена. Это началось все три года назад, когда Федосеевская община на Преображенском кладбище организовала научный отдел, в который были приглашены ведущие исследователи старообрядчества. После трех лет их очень плодотворной работы были проведены несколько круглых столов, прошли лекции. Был создан музейный информационный центр Преображенского старообрядческого монастыря, в рамках которого был создан также музей истории древлеправославия Преображенского старообрядческого монастыря. И была организована конференция для того, чтобы показать роль древлеправославия в истории именно нашей страны. Поэтому мы очень рады, что на нашу конференцию откликнулись большое количество ученых, исследователей, сотрудников ведущих музеев России. Фактически у нас было представительство от Бреста до Новосибирска. Также у нас был специалист из Италии Дарья Мальцева, которая специализируется на изучении меднолитых икон в том числе. А также она является очень крупным специалистом по реставрации икон.
САФАРОВ: А вообще масштаб конференции. Ведь темы были затронуты буквально универсальные, начиная от истории старообрядческих семей, с генеалогии, купеческих фамилий знаменитых московских, так и темы, которые связаны с искусством, с архитектурой, с богословием. Вот как так сложилось, что такой, можно сказать, исследовательский феномен: столько много интересных людей – и все откликнулись. Потому что первые буквально лица в своих областях знаний.
КОЖЕВ: Да, мы им очень за это благодарны. В первую очередь наверняка это связано с тем, что мы не ограничивали авторов в выборе тематики их докладов. Мы попросили их на этой первой конференции придерживаться именно связей с Преображенским старообрядческим монастырем и с Преображенской общиной Федосеевского согласия старообрядческой. И поэтому, так как мы приглашали на участие в нашей конференции именно ведущих специалистов в области изучения староверия и древлеправославия, мы попросили их пояснить те темы, те очень интересные вопросы, с которыми они сталкивались с момента их изучения именно касательно нашего монастыря и Федосеевского согласия. Кроме того, многие специалисты, ученые с удовольствием откликнулись, потому что у них фактически не было такой площадки.
Полностью слушайте в аудиоверсии!