Картинка

Ремёсла Малахитовая шкатулка или уральские камнерезы

19 июля 2025, 09:30

Персоны

"Куда она идет — всё ей открыто. Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые. Одним словом, изукрашено, что и сказать нельзя. И платье на ней — на Хозяйке-то — меняется: то оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает, либо красным медным станет, потом опять шелком зеленым отливает".

Так описывает в своих легендарных сказах Павел Бажов встречу мастера Степана с Хозяйкой Медной горы, которая, как и собственно уральские самоцветы, поражают своей яркостью, разнообразием цветов и оттенков. Знаменитому уральскому промыслу — камнерезному искусству — положил начало Пётр Первый. Увидев в Европе помпезные изделия из природного камня, император вдохновился на собственное производство для российских дворцов из добываемого на Урале камня. Конечно, яшма, агат, сердолик и самый известный так называемый русский камень — малахит, потому что его залежи у нас самые богатые в мире, были известны и ранее. Однако именно в XVII—XVIII веках зародившийся спрос на предметы роскоши стимулировал развитие уральского камнерезного искусства. Ещё при жизни Петра Первого в 1723 году возник город Екатеринбург, куда из Петергофа переместилось производство изделий из природного камня. Все добытые на приисках Урала драгоценные камни перевозились на Екатеринбургскую гранильную фабрику, основанную в 1738 году. И это уникальный случай, когда смещение вглубь страны подальше от столичного лоска не помешало развитию ремесла, — подчёркивает доцент кафедры искусства и музееведения Уральского Федерального Университета Людмила Будрина.

ЛЮДМИЛА БУДРИНА: Это уникальный для европейской практики случай, когда придворная мануфактура оказывается за 2500 километров от двора, что обусловило специфику развития уральского камнерезного промысла. С одной стороны, мы очень далеко от столицы, с другой стороны, первые работы на протяжении первых 100 примерно лет исполнялись исключительно по проектам придворных архитекторов, это значит, что они обладали высочайшими художественными качествами, соответствовали последним европейским художественным тенденциям, и это позволило русским камнерезам очень быстро войти в число узнаваемых, высоко ценимых европейских художников. Даже самые первые проекты, которые были основаны на европейских моделях, очень творчески перевоплощались, ведь основной модельный ряд, который существовал в Европе, это были изделия из белого мрамора, достаточно мягкий материал с очень лаконичной цветовой палитрой. Когда проекты попадали уральским мастерам, им приходилось их интерпретировать в очень ярких, насыщенных, иногда обладающих богатым рисунком природных уральских цветных камнях, и это обусловило умение адаптировать иногда очень сложный проект к возможностям и качествам того материала, который они используют. Очень яркий пример тому — это уральские ягодные пресс-папье, у истоков которых стоит европейская мода, европейские модели, но эти истоки остались далеко позади, потому что, в отличие от европейцев, уральцы очень быстро выбирают в качестве ориентиров уральскую природу и составляют свои ягодные пресс-папье из тех видов ягод, которые им хорошо знакомы по приусадебным хозяйствам, поэтому у нас не будет гранатов, персиков, но зато наши мастера достигнут виртуозного совершенства в исполнении малины, земляники, смородин всевозможных.

Брюллов, Воронихин, Стасов создавали дизайнерские проекты для изделий из природного камня, которые в совершенстве воплощали мастера уральских камнерезных фабрик. Технология вроде бы простая: после добычи камень обсекался стальными инструментами, затем он разрезался на части нужного размера и попадал на обдирный станок. Благодаря разнообразию красок уральских самоцветов и обилию материала наши камнерезы постепенно выработали свой собственный стиль, известный как русская мозаика, — уточняет Людмила Будрина.

ЛЮДМИЛА БУДРИНА: Яркое отличие это использование русских камней, мы обладаем невероятной по своему богатству палитрой цветного камня, палитрой которой европейские наши предшественники могли только мечтать это уже бросается в глаза, но и благодаря вот этому огромному ресурсу цветного камня удалось достичь определённых технологических высот, одним из которых является техника русской мозаики. Сам термин появился в 1851 году. Впервые мы его фиксируем в отчёте жюри всемирной Выставки в Лондоне появился он в связи с великолепными произведениями, созданными на малахитовой фабрике демидовых, представлявшими из себя не только уже привычные малахитовые вазы, но и камины, столы, кресла. А также огромные четырехметровые двери, двухстворчатые, целиком облицованные малахитом в технике, требующей чрезвычайного внимания к материалу и умения в него вглядываться. Русская мозаика представляла собой особую технологию обработки малахитовых плиточек, такую, которая позволяла при наклейке их на основу практически избежать видимых швов, то есть швы, оказывались замаскированы, вписаны в рисунок материала, и создавалась абсолютная иллюзия монолита, из которого вырезано произведение. Виртуозность вот этого каменного подбора и дала основание появлению термина русская мозаика. Не только в работе с малахитом но и во многих других направлениях наши мастера создавали и продолжают создавать совершенно уникальные произведения. Таков, например, опыт интерпретации классической европейской техники объёмной мозаики, заключающейся в создании скульптурных изображений, собранных почти что по принципу лего из кусочков разных цветных камней традиционный для начала 20 века, известный по работам мастерской Карла фаберже формат в 10-15 сантиметров. Известен хорошо формат, в котором работали флорентийские мастера около 30 сантиметров в высоту. Сегодня уральские мастера на выставках показывают замечательные произведения, высота которых может достигать метра, и сложность композиции невероятно увеличилась за прошедшие 100 лет.

Изделия из природного камня — это всегда не просто предметы быта. Как и задумано было Петром Первым, как атрибут дворцовой роскоши — вазы и чаши, скульптуры и колонны, плиты в интерьере призваны подчеркивать статус и богатство хозяина. А созданные из нашего камня предметы на письменном столе в деловом кабинете, такие как пресс-папье или знаменитые уральские печати, естественно, производили впечатление на посетителей и не раз помогали своим владельцам "ударить по рукам", то есть заключить выгодную сделку.

Ремёсла. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация