Картинка

Ремёсла Сине-голубые розы, листья, птицы… Гжель, знакомая с детства

19 декабря 2025, 07:00

Персоны

Сине-голубые

Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые, каждый удивится!

Чудо на фарфоре – синяя купель.

Это называется

просто роспись…Гжель.

Про русский народный промысел из одноименного поселения Московской области знают все с самого детства. На белом фоне распускают свои синие, будто морозные завитки совершенно разные сюжеты: цветы, животные, сказочные персонажи. В этой технике можно выполнить любое изделие от чашки до новогодней игрушки и все равно каждый безошибочно определит: «это гжель». Рассказывает главный художник Объединения «Гжель» Татьяна Сивова:

СИВОВА: Конечно, есть уникальные особенности рисунка, поскольку это все-таки мазковая роспись. В одном мазке художник умещает все полутона синего, и гжельский мазок – это плавный переход от тёмного к синему, к практически светлому, ну, голубому, и роспись она и отличается, что такими широкими плавными мазками, мягкими, пушистыми и графикой, листочками, веточками, завиточками и различной орнаментикой. Все ценители Гжели приезжают, говорят, что она ассоциируется все-таки с какими-то небесными силами – цвет неба, цвет воды, рек наших, российских. Ну и мне-то, в общем-то кажется, что синий, голубой цвет – это богородичный цвет.

Гжель от глагола «жечь» не сразу стала сине-белой, общей истории промысла около 700 лет. Современное градообразующее производство постепенно объединяло под свое крыло гончарные поселения, возникшие из-за богатых залежей красной глины. Еще при Иване Калите в 14 веке здесь изготавливали простую керамическую посуду. В середине 16 века царь Алексей Михайлович издал указ о добыче в этой местности глины для изготовления аптекарских и алхимических сосудов по госзаказам. Продолжает Татьяна Сивова:

СИВОВА: Как народный художественный промысел оформился в 18 веке, но тогда была мода на майолику – это изделия из красной глины, покрытые эмалью и по сырой эмали расписывались четырьмя пигментами: синим, зелёным, коричневым и жёлтым, и белый выступал как фон. Но эта мода была недолгой. Во всех уголках мира искали рецепт фарфора и в Гжели, так как Гжель была богата глинами, а именно было 17 видов глин, нашли бело-жгущую глину, сюда приехал подвижник Михаила Ивановича Ломоносова Дмитрий Иванович Виноградов. Первые изделия императорского фарфорового завода, который был открыт по указанию императрицы Екатерины II, были сделаны из гжельской глины, и вот эту глину поставляли в Санкт-Петербург.

Гжель всегда откликалась уникальностью своей глины на потребности страны. Во время Великой Отечественной войны местные предприятия изготавливали оболочку для снарядов и другие необходимые элементы вооружения. После войны, когда в стране не было возможности доставать дорогие эмалевые краски, возрождение промысла пошло по сюжету середины 19 века. Как раз из фарфорового 19-го века берет свое начало сине-белая колористика, и только после 40-х годов 20 века роспись приобрела свой характерный небесный мазок, – уточняет Татьяна Сивова:

СИВОВА: Наши местные художники искали рецепт фарфора и нашли такие глины, которые при спекании черепка были похожи прям вот на фарфор. И это материал называется полуфаянс. Нигде больше ни в какой фарфоровой промышленности или где делали кустарные гончарные изделия, больше нигде такой термин не использовался. То есть это чисто гжельская тема. Это тоже белый черепок, он более твёрдый, чем фаянс. Искали, какую применить туда роспись, потому что он был похож на фарфор, который привозили из Китая в Европу. Впоследствии к нам попробовали расписывать кобальтом. 19 век была роспись в бело-синем цвете. Конечно, не было тогда мазковой росписи, это было орнаментальные узоры, конечно, с растительными элементами.

На производстве по-прежнему подчеркивается важность ручного труда. Формовка изделия, его оправка, обжиг в печи, глазуровка после росписи, которую по единому образцу тиражируют живописцы – все эти работы выполняются вручную. На предприятиях изготавливают не только сине-белые сервизы и статуэтки, но и керамическую плитку, предметы интерьера. В предновогодье елочная игрушка-символ года приобретает особую популярность, добавляет Татьяна Сивова:

СИВОВА: Традиция жива тогда, когда она развивается. Если мы возьмём изделия сороковых годов и 21 века, то, конечно, они разные. Они разные по содержанию, но они в единой традиции, гжельским мазком, с теми же элементами просто композиционно трактуются по- современному. Конечно, посетители могут почувствовать себя в роли художника можно расписать изделие именно кобальтовой краской, его поставят на обжиг, и потом можно будет получить чашку либо блюдце, которым впоследствии можно пользоваться дома, поскольку кобальт это подглазурная роспись, она находится под глазурью и изделие обжигается при температуре 1300 градусов, то есть рисунок не темнеет, не смывается. Этими изделиями можно пользоваться в СВЧ и в посудомоечной машине

"Лучшая из всех делаемых в России сего рода посуд" – справедливо для гжельских изделий во все времена. Расписной в технике гжели танк стоит в экспозиции парка «Патриот». И пока в Гжели есть мастера глиняных дел, узнаваемая во всем мире, мягкая вьюжная зимняя сила остается на страже России.

Ремёсла. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация