Ремёсла Сказочный мир глиняных игрушек
Персоны
Красочная дымковская, яркая филимоновская, сказочная каргопольская, гротескная абашевская — это всё про игрушки, непременный атрибут детства. Только сделаны они из подручной глины и в начале носили в первую очередь обереговый характер.
Глина наравне с деревом была доступным материалом для создания не только посуды, необходимой в быту, но и для народного творчества. Поначалу фигурки лепили гончары, но постепенно изготовление глиняной игрушки выросло в отдельное ремесло, становилось визитной карточкой сел и деревень, где концентрировалось производство. И главное — глина. Материал использовали местный, поэтому игрушки из Плешково Орловской области содержат вкрапления слюды, которые после обжига придают изделию дополнительный серебристый блеск, а фигурки имеют пористую структуру и розовый оттенок. В Дымково и в Каргополе жирную красную глину из окрестных оврагов смешивали с речным песком, часто нарезанные лопатой пласты заготавливали на зиму, когда заканчиваются сельскохозяйственные работы и есть время для художественной лепки.
Каждая деталь игрушки создается отдельно: из круглого цельного куска глины лепится туловище, на него прикрепляются остальные части игрушки. Изделие несколько суток сушится на открытом воздухе, а затем обжигается в печи. Сегодня это муфельная печь, где температура достигает 1000 °С. Когда фигурка остывала, ее отбеливали мелом и молоком.
Все глиняные игрушки, известные нам, отличаются в основном особенностями росписей и сюжетами, для каждой местности характерен особый стиль, — подчеркивает профессор кафедры народной художественной культуры Московского государственного института культуры Владимир Ситников.
ВЛАДИМИР СИТНИКОВ: Дымковская игрушка делается в Дымковской слободе из красножгущейся глины. Первоначально роспись была не такой яркой, но вот сейчас это очень яркие сочные краски, причём используются даже и поталь — блестящие золотые наклейки такими вставочками. Похожая технология изготовления глиняных игрушек и в Каргополе, Архангельская область на севере. Но первоначально в этнографических работах цвета были приземлённые, потому что использовались натуральные красители: сажа и минералы всевозможные, а потом, когда стали расписывать гуашевыми или темперными красками, цветовая гамма, конечно, изменилась.
В старину краски для росписи разводили на яичном желтке, перебродившем квасе или уксусе. Традиционные цвета-основы: красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый. Самые популярные дымковские образы: индюк, конь, расписанный яблоками. Каргопольской игрушке свойственно искажение пропорций: коротковатые ножки и ручки, большие головы, толстые шеи. Часто изображали сказочные образы: Полкан с туловищем, как у коня, а спереди как мужик в шапке с бородой, Тянитолкай — фигурка из двух коней, черного и белого, животные очеловечивались — семья медведей, кот Баюн. Каргопольская традиция изображает деревенских баб и мужиков за трудом, а в дымковской это не иначе как нарядные барыни, часто в композиции с гармонистом в картузе, — уточняет Владимир Ситников.
ВЛАДИМИР СИТНИКОВ: Каргопольские игрушки, такие более архаичные по лепке, более обобщённые, монументальные, такие коренастые, приземистые. В дымковской игрушке, конечно, изящество, утончённость, причём особенность дымковской игрушки состоит в декоративном лепном декоре, похожем на воланы, такая волнистая линия делается из глины. Филимоновская игрушка тоже широко популярная в Тульской области в Одоевском районе делается из беложгущейся глины. Самое интересное – момент превращения вот этой сырой глины, которая даже называется синика, она такого темно синего, почти чёрного цвета, а при обжиге становится белоснежно белой и уже по этому белоснежно белому фону буквально в 3-4 цвета расписывается полосочками. Цвета жёлтый, малиновый, изумрудно-зелёный, иногда синий, фиолетовый. Вот эта полосатость росписи, по предположению, просто переносится из ткачества. Видели дорожки в деревнях, такие полосатенькие, из разных нарезанных полосок ткани.
Животных в технике филимоновской игрушки изображают с тонкой талией и длинной шеей и даже у людей пропорции вытянутые. Такая особенность продиктована свойствами тульской глины. При сушке она значительно оседает и трескается, поэтому мастера неоднократно выправляют и вытягивают фигуру, чтобы скрыть неровные контуры и трещины. Поэтому чаще остальных филимоновская игрушка – это свистульки. Такие делали иногда на несколько дырочек, так что можно сыграть даже простую мелодию на все семь нот, – подчеркивает Владимир Ситников.
ВЛАДИМИР СИТНИКОВ: Одна из самых ярких функций для звуковых игрушек-свистулек — это использование в обряде встречи весны. Выходили с этими свистульками, свистели, как бы призывая, приманивая птиц, чтобы быстрее приходила весна, пели веснянки, заклички. Дети всегда любят свистеть, шуметь, издавать громкие звуки. И, безусловно, игровая функция.
Глиняные свистульки-птички популярны и у современных детей, трели получаются воркующими, если налить внутрь немного воды. Помимо забавы, как говорят логопеды, такие игрушки способствуют развитию речевого аппарата. А сказочный мир глиняных миниатюр в разных техниках росписи по-прежнему привлекает своими сюжетами и красками!