Ремёсла Берестяное кружево
Персоны
О шемогодской резьбе по бересте рассказывает Светлана Соколова.
Туесок из бересты, туесок,
В нём хранился мёд лесной и квасок,
Княженики и брусники шары,
Да другие от природы дары,
Из берёзовой коры красота,
Туесок расписан знатно, как встарь,
Его стенки – цвет белёсых ланит,
Молоко, творОг и сахар хранит
Туес — это деревянный сосуд цилиндрической формы с крышкой и полукруглой ручкой, сделанный из сколотня — цельного куска бересты, снятого со спиленного дерева. Без него крестьяне не выходили в поле или лес, используя для сохранения самых разных продуктов: от жидких молока и кваса до даров природы — грибов и ягод. Автор стихотворения Геннадий Верзин очень своевременно напоминает об уникальных свойствах бересты — гигроскопичности, влагонепроницаемости, бактерицидности. Благодаря высокому содержанию природного дегтя — берёзовой смолы — в берестяной посуде долго не скисает молоко, не портятся крупы, не засыхает хлеб. Сахар, соль, мука, наоборот, остаются сухими и не сваливаются в комочки даже при высокой влажности. Соленья в берестяном коробе приобретают особый вкус даже без пряностей за счет природных дубильных веществ.
Однако настоящим произведением искусства делают изделия из мягкой, теплой и бархатистой на ощупь коры мастера по шемогодской резьбе. Крышки и стенки изделий обвивает будто бесконечный стелющийся золотистый стебель с удлиненными листьями, спиралевидно закрученными веточками, на кончиках которых раскрываются круглые розетки полевых цветов или ягод. В эту канву узорного стебля можно вплести любое изображение — оленя с ветвистыми рогами и других животных, сценки лесной охоты, даже выполнить в этой технике праздничное изделие к годовщине Победы, всё зависит от фантазии и опыта художника, — уточняет мастер Вологодской области и мастер России Любовь Осколкова. Однако начинается всё с правильно заготовленной бересты, которую ничем специально не обрабатывают и не пропитывают:
Когда цветёт шиповник, тогда мы идём в лес и снимаем её с живого дерева. Дерево от этого не погибает, оно обрастает тёмной-тёмной корой, потому что под этим слоем коры есть ещё слой коры до самой берёзы, и она стоит живая. Затем мы приносим домой и их вот этот лишний верхний слой убираем. Остаётся внутренняя сторона, которая жёлтого цвета. Вот на этой жёлтой стороне мы уже придумываем какие-то рисунки. Береста лежит в холодном месте, чтобы она не перемерзала, не пересыхала. Если её положить на солнышко, она свернётся, скрутится вся, и потом её не раскрутить, а так мы её разворачиваем и под гнёт. Три года она лежит, не краснеет. Но если она попала на солнышко, она уже покраснела, и она уже не будет жёлтого цвета.
Название промыслу дала речка Шемокса, приток Северной Двины ниже Великого Устюга. Еще в XVIII веке проживавшие здесь крестьяне занимались сквозной прорезью и тиснением по бересте. Общие корни традиционного орнамента прослеживаются в резьбе по дереву, резной кости, настенных росписях и устюжских сундуках-«теремах», окованных узорно-просечным железом, нередко с фоном из покрытой слюдой цветной бумаги. Витиеватый рисунок на бересту мастер наносит шилом лишь схематично, только новичкам требуется предварительная прорисовка карандашом. Узор прорезают острым ножом с удалением фона, иногда под ажур подкладывается темный слой бересты. Сочетая палитру естественных тонов дерева от темно-коричневых до светло-золотистых, можно создавать богатые многослойные резные орнаменты.
Туески, хлебницы, пеналы, шкатулки, рамки для зеркал, оригинальные стаканы и миски — несмотря на кажущуюся хрупкость, береста довольно широко применима в быту, это прочный и долговечный материал. А еще легкий и экологичный, который может стать самобытным украшением интерьера. Главное — не оставлять изделия на солнце, чтобы избежать выцветания, и тогда береста с шемогодской резьбой долго будет оставаться золотой.
Слушайте в аудиофайле!