Картинка

Нацвопрос О жизни Москвы в век Просвещения

30 августа 2025, 16:06

Персоны

"Порфироносная вдова: Москва в XVIII веке" – так называется выставка, проходящая сейчас в Музее археологии Москвы на Манежной площади. Посетители смогут познакомиться с археологическими находками, а также узнают о значимых вехах развития современной столицы. Несмотря на переезд многих жителей в новую столицу, Санкт-Петербург, с 1701 по 1787 годы население первопрестольной увеличилось втрое — со 100 тысяч до 300 тысяч человек. О жизни Москвы в век Просвещения поговорим в программе "Нацвопрос".

САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вести ФМ" программа "Нацвопрос", в студии Марат Сафаров.

"Порфироносная вдова: Москва в 18-м веке" – так называется выставка, которая проходит прямо сейчас в Музее археологии Москвы на Манежной площади. Напомним, что это замечательный музей, уже много лет работает, входит в музейное такое объединение "Музеи Москвы", является одной из самых важных составных частей. Так вот, посетители на этой выставке смогут познакомиться и уже знакомятся с археологическими находками и могут узнать о значимых вехах развития нашей столицы. И 18-й век, который, казалось бы, ну достаточно хорошо изучен, так сложилось, что в московской истории он заметно уступал Средневековью или веку 19-му, оставался в некотором роде в тени. Само название об этом говорит, и мы об этом названии сейчас поговорим, поиграем в него, "Порфироносная вдова" – красиво очень названа выставка.

В студии "Вести ФМ" заведующий сектором экспозиционно-выставочной работы Музея археологии Москвы "Музеи Москвы", кандидат исторических наук Максим Моисеев. Максим Владимирович, приветствую вас в эфире "Вести ФМ".

МОИСЕЕВ: Здравствуйте.

САФАРОВ: Максим Владимирович, само название, оно ведь историческое, оно ведь не придуманное, оно даже, я бы сказал, литературное.

МОИСЕЕВ: Да, ну это абсолютно отсылка к творчеству Александра Сергеевича Пушкина – человека московского, который в своем знаменитом произведении "Медный всадник" Москву сравнил с порфироносной вдовой (это с императорской вдовой), которая сохранила от своего былого имперского статуса, по сути, только одеяние и воспоминания и уступила место новой императрице. Так и Москва – в 18-м веке сменила свой статус и уступила вот этот статус имперской царицы новому городу на Неве – Санкт-Петербургу. В общем восприятии Москва превратилась вот в такую вдову-приживалку.

САФАРОВ: Но, тем не менее, правители и особенно правительницы 18-го столетия, две из них были точно москвички — Анна Иоанновна и Елизавета Петровна по своему рождению, ну, по своим даже привязанностям к Москве. Все-таки можно считать, что с петровского времени вот так все обрубилось? Или Москва продолжала оставаться в таком полуофициальном столичном статусе и в 18-м столетии, когда императрицы так много времени… А Екатерина Вторая, насколько я помню, целый 1775 год провела в Москве. В Музее археологии своя выставка, а в Царицыне своя, посвященная Екатерине, где история того, что императрица провела целый год, она вот так воссоздана на предметах. То есть, другими словами, ну не так уж прям совсем вдовство-то пришло в город.

МОИСЕЕВ: Мы как-то с вами в общественном восприятии Москву представляем. 18-й век – всё, потеря столичного статуса, город засыпает, и ничего в нем не происходит, он превращается в такой застывший слепок прошлого. Но когда мы обращаемся непосредственно к документам, непосредственно к предметному ряду, то мы понимаем, что Москва продолжает свое развитие, и, по большому счету, в ряде случаев она так и не утеряла своего столичного статуса. И это будет связано не только со значительнейшей ролью Москвы в символике власти императорской, потому что ни один император не мог стать императором без Москвы, вне Москвы, его здесь венчали на царство, это было большое и очень значимое мероприятие. Но в ряде случаев Москва сохраняла свой столичный статус даже с точки зрения организации досуга, новых увлечений. Это не так широко известно, но вот эти центры развлечений "воксалы", которые появились в то время, были частыми, были публичными. Но что самое важное – вот первый публичный воксал, куда мог прийти, купить билет по сути любой житель города и гость города, послушать концерт, поучаствовать в танцах, понаслаждаться рассмотрением всяких оранжерей, так вот эти публичные воксалы появились именно в Москве. То есть по сути Москва сохраняет свой ритм развития, и этот ритм развития ни в коей мере не остановился в 18-м веке, он продолжался.

Слушайте в аудиофайле!

Нацвопрос. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация