Нацвопрос Старообрядчество: истоки, традиции, значение для русской культуры
Персоны
Об одной из важнейших составляющих русской духовной культуры и истории – старообрядчестве. Особое внимание уделяем ключевым центрам, расположенным в Москве – Рогожскому и Преображенскому.
САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вести ФМ" программа "Нацвопрос", в студии Марат Сафаров.
Мы в нашей программе регулярно обращаемся к важнейшей составляющей русской духовной культуры и истории – к старообрядчеству. А говоря о старообрядчестве, конечно, особое внимание всегда уделяем ключевым центрам, расположенным в Москве с конца 18-го столетия, уже Рогожскому и Преображенскому. И сейчас есть хороший повод. В Преображенской общине проходит выставка, которая, вероятно, будет интересна не только приверженцам согласий старой веры, но и всем, кто интересуется нашей русской культурой, книжной традицией, религией в 20-м веке. На выставке можно увидеть предметы, принадлежавшие Михаилу Ивановичу Чуванову – легендарной фигуре, одному из важнейших деятелей в истории старообрядчества. Предметы как из собрания Преображенской старообрядческой общины федосеевского согласия, так и экспонаты, предоставленные коллекционерами.
И сегодня об этой выставке, но прежде всего о Преображенском центре старообрядчества, о его роли в истории России мы будем беседовать в "Нацвопросе" с Антоном Еременко – научным сотрудником музейно-информационного центра Преображенского старообрядческого монастыря. Антон Михайлович, приветствуем вас в эфире "Вести ФМ".
ЕРЕМЕНКО: Добрый день.
САФАРОВ: Антон Михайлович, мы напомним, скорее, всем нам, что это не первый наш эфир, не первая беседа с представителями Преображенской общины. Порядочное уже время назад, около двух лет назад, мы беседовали с Константином Викторовичем Кожевым, директором благотворительного фонда Преображенского старообрядческого монастыря. А уже в прошлом году беседа у нас состоялась с Еленой Яковлевной Зотовой и Александром Георгиевичем Дурновым, с вашими коллегами, и мы уже говорили скорее о музее, который располагается в общине. О нем мы и сегодня поговорим, потому что музей очень интересный, самобытный, не так давно появившийся в этой старинной старомосковской общине. И, конечно же, его стоит всем посетить. А как посетить, насколько он доступен и открыт, мы об этом сегодня и поговорим.
Но все-таки начать предлагаю с того периода – с конца 18-го столетия в истории страны нашей и в истории Москвы конкретно, когда складывается старообрядческий центр в Преображенском. Не благодаря, а вопреки, обстоятельства были очень драматичные. Но именно с этого периода – с конца 18-го века, уже 250 лет на Преображенке, на востоке Москвы располагается один из ключевых, важнейших центров русского старообрядчества. Как это все возникло? Если мы обратимся сейчас, из 2025 года перенесемся, например, в 1771-й.
ЕРЕМЕНКО: Если мы перенесемся в 1771-й, то, скорее всего, сразу же захотим вернуться обратно, потому что в этот момент в Москве свирепствует эпидемия чумы, и обстановку, говоря современным языком (мы это знаем по описаниям, которые оставили современники тех событий), можно назвать "гуманитарной катастрофой", множество умерших. Те, кто могли покинуть город, дворянство, начиная с генерал-губернатора, из Москвы уехали в свои подмосковные имения. И в городе была крайне тяжелая обстановка, болезнь свирепствовала, эпидемия свирепствовала, уносила много жизней. И в этот момент правительство (напомним, что это время Екатерины Второй) обратилось к купечеству, в первую очередь к купечеству, как к тому сословию, которое имело ресурсы и возможности помочь, с просьбой принять участие в борьбе с эпидемией: на свой счет организовывать карантины, больницы, принимать какое-то посильное участие. Но на языке 18-го века это, конечно, оформлялось как "просьба снизу": от купечества поступали просьбы разрешить такие карантины и больницы устраивать. И в числе тех, кто эти просьбы подал, была группа староверов, проживавших в Преображенском.
Слушайте в аудиофайле!