Картинка

Нацвопрос День народного единства: как смуты привели к государственности

2 ноября 2025, 16:05

Персоны

САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вести ФМ" программа "Нацвопрос", в студии Марат Сафаров.

В преддверии Дня народного единства мы поговорим о событиях 17-го века. Один из переломных периодов в истории нашей страны, вместил в себя и народные восстания, и иностранную интервенцию и череду самозванцев. Но самое главное – освобождение. Второе ополчение, которое, собственно говоря, и создало возможность для восстановления всех тех институтов власти, которые были, подтвердило нашу государственность, освободило Москву от интервентов. И об этих событиях напоминает наш праздник – День народного единства, который мы через буквально несколько суток будем отмечать. И, конечно же, новые знания о втором ополчении, о 1612 годе, об обстоятельствах, контексте. И новые формы, благодаря которым наша молодежь, да что там говорить – и мы сами, вместе с нашими детьми, с нашими студентами можем эту эпоху реконструировать. Потому что появилось несколько лет назад, ну уже 10 лет назад, ну что называется, доходит как хорошая такая работа, действительно публикация важная – это исторический атлас, который вышел в Институте российской истории Российской академии наук "Смутное время. Российское государство в начале 17-го века".

И сегодня с одним из авторов этой работы, одним из самых известных историков нашей страны, доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником Института российской истории РАН Константином Александровичем Аверьяновым мы будем беседовать и об эпохе, и о том, как ее изучать. Константин Александрович, приветствуем вас в эфире "Вести ФМ".

АВЕРЬЯНОВ: Спасибо за представление. Я бы хотел сказать, что слово "смута", оно имеет и другое значение – "неясное".

САФАРОВ: Не ясное. А благодаря, вот такой сразу вопрос относительно терминологии, точнее его содержания, вот эта неясность, скажем так, она все-таки определилась и стала более яснее в 19-м столетии, когда появились первые такие, ну по сути полноценные представления о смутном времени, реконструкция этой эпохи? Или все-таки надо было дождаться Сергея Александровича Платонова, ну уже жившего на таком сломе веков в 19-20-м? Или вообще мы узнали о смуте только в наше время?

АВЕРЬЯНОВ: Ситуация вот какая. Я недаром употребил слово "смута" в значении "неясный". Мы до сих пор спорим, а сколько смута продолжалась времени. Дело в том, что некоторые исследователи говорят, что смута началась в 1598 году, когда умер последний Рюрикович – царь Федор Иоаннович и закончилась в 1612 году, когда собственно была освобождена Москва. Другие начинают говорить о том, что вообще-то смута началась с 1584 года, когда умер Иван Грозный, ну и собственно самостоятельной политики его наследник царь Федор, он не проводил. Другие говорят, что, извините, освободили Москву в 1612 году, но смута закончилась в 1613 году, когда избрали царя Михаила Романова.

САФАРОВ: Земским собором.

АВЕРЬЯНОВ: А другие говорят, что, извините, в 1618 году неудачный кандидат на московский трон польский царевич Владислав стоял как раз под стенами Москвы, и только в 1618 году в декабре было заключено Деулинское перемирие, которое вроде бы и завершило этот период русской истории...

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Нацвопрос. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация