Нацвопрос Хлопок – это тоже искусство
Персоны
"Белое золото. Хлопок в искусстве советского Востока" – новую выставку в Музее Востока посвятили грандиозному проекту по развитию отечественного хлопководства и его отражению в живописи, графике, плакатах и в декоре бытовых предметов, и в жизни народов Советского Союза.
- Хлопок как часть образа жизни народов Средней Азии.
- О Туркестанском авангарде. Бум интереса к искусству Средней Азии в российских музеях.
- Что о культуре народов Средней Азии можно увидеть в основной экспозиции? Гость: Екатерина Ермакова, кандидат исторических наук, главный научный сотрудник Государственного музея Востока.
САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вести ФМ" программа "Наацвопрос", в студии Марат Сафаров.
"Белое золото. Хлопок в искусстве советского Востока" – такая большая выставка проходит сейчас в Государственном музее Востока. Музей Востока нас традиционно, в разные сезоны балует такими большими проектами, мы регулярно за ними следим, освещаем в нашем эфире. И вот сейчас такая интересная выставка, которая, конечно, не только об искусстве, но и вообще о советской цивилизации, а, может быть, даже и раньше – о дореволюционных этапах, о теме хлопка, о значении этой культуры в цивилизации, об освоении Средней Азии, о художественном отображении этого мира, о взаимосвязи разных народов. Ну и, конечно, переклички с современным искусством, как всегда в Музее Востока – классика и современное сочетаются в одном выставочном проекте. И сегодня мы будем говорить об этой выставке, которая в самом разгаре и будет идти до 30 ноября, то есть весь этот месяц. Будем говорить с куратором выставки Екатериной Ермаковой – кандидатом исторических наук, главным научным сотрудником Государственного музея Востока. Екатерина Станиславовна, приветствуем вас в эфире "Вести ФМ".
ЕРМАКОВА: Добрый день.
САФАРОВ: Екатерина Станиславовна, ну, прежде всего, выставка, вроде бы, она посвящена культуре традиционной, даже можно сказать, одному из аспектов сельского хозяйства, промышленности Средней Азии, актуальной до недавних пор, ну и, в общем, еще не ушедшей с полей среднеазиатских государств (как теперь принято говорить, государств Центральной Азии). Почему эта тема стала выбором музея с точки зрения искусства? Насколько эта тема вообще в течение 20-го века была отображена в работах художников?
ЕРМАКОВА: Да, очень интересный вопрос – почему? Ну, с одной стороны, я считаю эту тему невероятно актуальной. Но эту актуальность я почувствовала только в процессе подготовки выставки. Когда вот только возникла эта идея, даже она не мне пришла в голову, а я узнала, мне рассказали, и я посмотрела, как в Ташкенте современные художники в конце 22-го года сделали выставку "Хлопковый путь". Она была такая, я бы сказала, заостренная, актуальная, политическая, сатирическая слегка, там обыгрывали советские артефакты. И предложили: а вот не сделать ли? Вот просто идея витала в воздухе: а не сделать ли серьезную выставку на эту тему. Сначала я подумала: я что там показывать – ткани? Ну, самые красивые ткани, связанные с искусством, это шелк, а совсем не хлопок. Хлопок – все-таки это что-то бытовое, такое нательное. Потом я стала искать другие предметы искусства и поняла, что очень много живописи и классной живописи, посвященной хлопку, еще больше плакатов и разных вещей. Потому что, начиная с 30-х годов, когда эта тема стала такой вот идеей пропаганды советской, она внедрялась везде буквально, во всех областях, и в живописи тоже. Поэтому эта выставка стала вот такой разнообразной. И я бы сказала, здесь несколько пластов смысла. Вот это не просто, это не столько об экономике, это не столько о пропаганде и не столько о советском времени, как о вот том рубеже, когда художники стояли на грани между своими новаторскими поисками и необходимостью переходить к соцреализму. И в это время им подкидывали актуальные темы. И вот хлопок стал такой удивительной темой, которая позволила художественно выразить себя, а не просто с точки зрения пропаганды, агитации.
Слушайте в аудиофайле!