Нацвопрос Как черкесы совершали хадж в прошлом
Персоны
Черкесы – важная часть истории и современной этнической жизни Северного Кавказа. И именно так называли многих выходцев с Кавказа за пределами России. А черкесы активно контактировали с разными народами, становились важнейшим и заметным фактором во многих странах Востока, например, формируя элиту Османской империи.
САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вести ФМ" программа "Нацвопрос", в студии Марат Сафаров.
Черкесы – важная часть истории и современной этнической жизни и этно-культурной жизни Северного Кавказа. И именно так называли и называют многих выходцев с Кавказа за пределами России. А черкесы активно контактировали с разными народами, становились важнейшим и заметным фактором во многих странах Востока. Сегодня оттолкнемся от темы паломничества черкесов на Восток, на святые места ислама. Увидим, как в непростых условиях 19-го – начала 20-го века контактировали между собой Российская и Османская империя. Много разных сюжетов.
А у нас в студии сегодня наш долгожданный гость (давно мы готовили эту программу, этот эфир) Наима Нефляшева – старший научный сотрудник лаборатории исследований современных Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения Российской академии наук, кандидат исторических наук. Наима Аминовна, приветствуем вас в эфире "Вести ФМ".
НЕФЛЯШЕВА: Добрый день, очень рада.
САФАРОВ: Да, мы также очень рады, потому что действительно планировали эту тему, за это время сделали выпуск, посвященный православному паломничеству на Святую Землю в 19-м веке. И в параллель ему – как паломники достигали Хиджаза, Аравии (на тот момент территорию эту контролировала Османская империя) с Северного Кавказа, как отправлялись морем в такое сложное, благодатное в то же время путешествие, паломничество. Но начать все-таки хотелось бы с другого. Мы уже сегодня в подводке обозначали наших героев-черкесов, но тем не менее это сложное этнообразование необходимо нам определить. Может быть, с позиции и современности, как мы понимаем черкесов, и, конечно же, в контексте века 19-го – начала 20-го, то есть того периода, о котором будем сегодня говорить.
НЕФЛЯШЕВА: Черкесы – это коренное население Северо-Западного Кавказа. Говорят они на одном из языков кавказской языковой семьи адыго-абхазской языковой группы. В современной ситуации они проживают на территории Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, где они являются титульными народами. А также проживают в Ставропольском крае и Краснодарском крае. Можно еще говорить о том, что шапсуги являются тоже черкесами. Шапсуги – это так же коренное население Краснодарского края, которое проживает в Туапсинском и Лазаревском районах сейчас.
САФАРОВ: Да, и со многими шапсугами, с поселениями историческими, я думаю, знакомы наши слушатели, кто бывает в окрестностях Сочи, Туапсе. Есть исторические села в горах и близ побережья, очень интересные, ведущие активную этнокультурную жизнь. Это если вот за пределами республик находятся черкесы.
НЕФЛЯШЕВА: Ну и еще я бы хотела добавить, что черкесская диаспора, пожалуй, самая многочисленная после еврейской и русской диаспоры. Черкесы на сегодняшний день проживают в 52 странах мира, и наибольшее количество черкесов за пределами исторической родины проживают в Турции, Иордании, ну и до событий в Сирии в Сирии тоже была серьезная компактная диаспора.
САФАРОВ: Да, и вот как раз-таки об этом сегодня тоже поговорим – о факторе черкесском в политической жизни Османской империи, того, как черкесы присутствовали в качестве элиты, составляли элиту этого государства, так сложилось. То есть вот это интересная параллель между Российской империей и Османской империей.
Слушайте в аудиофайле!