Начало Банки и вкладчики: хитрость или честность?
Персоны
"Банки и вкладчики: хитрость или честность?". Гость - вице-президент Бинбанка Петр Морсин.
Ведущие "Вестей ФМ" - Гия Саралидзе и Александра Писарева.
Саралидзе: Как мы и договаривались с вами, уважаемые слушатели, сейчас речь у нас пойдет о финансах, и у нас в гостях - специалист в финансах, вице-президент Бинбанка Петр Морсин, не первый раз в этой студии. Петр, приветствую вас.
Морсин: Да, с большим удовольствием прихожу в эту студию, здравствуйте, Гия, здравствуйте, радиослушатели.
Саралидзе: Сегодня очень здорово обозначили тему, на которую мы будем говорить: "Банки и вкладчики: хитрость или честность". Меня очень привлекает, честно говоря, такая постановка вопроса, потому что она действительно присутствует и у людей. Давайте, Пётр, вначале вообще поговорим, что изменилось на рынке, что происходит вообще, потому что, судя по тому, что я вижу, слышу, читаю, сейчас наблюдается некий отток депозитов. С чем это связано и так ли это?
Морсин: Во-первых, я бы ситуацию точно не драматизировал, потому что за время активного развития российской банковской системы, объем средств населения на счетах у банков впечатляет. Он превысил уже 16 триллионов рублей, по-моему, уже под 17 триллионов рублей подходит размер и объем вкладов населения. На самом деле, мы видим тенденцию замедления прироста пассивов населения. Это хороший знак для населения, потому что это подчеркивает заинтересованность банков во вкладах, то есть это повышает для вкладчиков привлекательность, повышает...
Саралидзе: То есть банки вынуждены как-то реагировать?
Морсин: Да, повышает процентные ставки и у каждого вкладчика появляется более широкий, еще более рыночный вариант выбора.
Саралидзе: Хорошо, если мы представим нашего вкладчика, человека, который зажал в кулачок свои пять сольдо, и смотрит он на рынок, что происходит. Вот чем сейчас можно привлечь человека, у которого есть средства, которые он хотел бы вложить?
Морсин: Гия, я во многом могу рассуждать о рынке и о ситуации, о вкладах на рынке, исходя из того, что есть Бинбанк. Потому что на сегодня у нас уже достаточно репрезентативная выборка, если говорить таким научным немного языком. Более 150 миллиардов рублей вкладов средств населения на счетах в Бинбанке, и ключевое, что привлекает вкладчиков, - это не только процентная ставка, но и это еще и репутация, устойчивость и надежность банка.
Саралидзе: Вы знаете, иногда надежность - на своем опыте говорю - она даже привлекательнее, чем ставка бывает.
Морсин: Наверное, это работает все-таки в совокупности.
Саралидзе: Думаю, что, конечно. Цена - качество, что называется. Какие инструменты действенные сейчас в привлечении, это что?
Морсин: Я думаю, что важно, чтобы цена, то есть процентная ставка по вкладу была прозрачна, чтобы она была открыта. Надо сказать, что сегодня с прозрачностью...
Саралидзе: Вроде боролись за эту прозрачность долго? Еще не достигли полной прозрачности?
Морсин: Исходя из рыночных ситуаций, рыночных предложений, которые мы сегодня как обыватели видим на рынке, есть в этом вопросы, с точки зрения прозрачности формулируемой процентной ставки.
Саралидзе: Хорошо, прямой тогда вопрос. Вот, смотрю рекламу, разная, ее много сейчас, надо сказать, разных банков. Вижу 11%, 12% по ставкам - это правда? Это возможно?
Морсин: На самом деле, получается такой двоякий ответ, потому что, с одной стороны, это правда, конечно, банки предлагают 11-12% годовых, но здесь нужно смотреть не только на то, какая установлена в данном случае рекламная процентная ставка - 11-12% годовых, но и еще на то, когда эта ставка - в периоде или в сроки действия вкладного договора начинает действовать.
Саралидзе: Поясните.
Морсин: Сегодня распространены так называемые лестничные вклады. То есть в момент открытия договора вклада вкладчик не получает ту самую, я уж не знаю, где вы конкретно видели ставку 11 либо 12% годовых. Сначала он получает ставку, условно говоря, 9% годовых или 10% годовых, потом эта ставка растет и некий инструмент, скажем, лояльности банк, как правило, на последних крайних сроках договора вклада, допустим, на последние полгода двухлетнего договора вклада повышает ставку до вот этих рекламных 11-12% годовых. Поэтому и я отвечаю так двояко, что, с одной стороны, это действительно правда, потому что вкладчик получит в конце концов эту заветную ставку, но если считать так называемую фиктивную ставку, то она будет, конечно же, меньше, чем, как правило, заявляемые, как вы называете, 12% годовых.
Саралидзе: Это они так называют, это не я так называю в рекламе.
Морсин: Да.
Саралидзе: По закону о рекламе раз 12% где-то присутствует, значит, они имеют право говорить о том, что будет 12%. Мне интересно, то есть человек приходит, когда он слышит 12%, условно, он там 100 рублей вкладывает, то он ожидает, что в конце периода он получает ровно 12% от этих ста рублей. Значит, он их не получит?
Морсин: Не получит. В данной ситуации не получит. Гия, я могу рассказать нашу историю, наш опыт. Мы пробовали подобные инструменты, скажем так, рекламного маркетингового привлечения клиентов, когда мы указывали ставку так называемого лестничного вклада, но мы в конечном счете, к сожалению, разочаровывали наших вкладчиков, потому что они видели ставку явно выше той, которую вкладчик получает с первого дня, то есть, да, они приходили, когда обращали внимание на эту рекламу в банк, но когда уже начиналась работа с банковским специалистом, открывающему вклад, приходилось долгое время объяснять, почему ставка, которая заявлена в рекламе, 11% - 12% годовых, реально ниже, чем та ставка, которую вкладчик получает с первого дня. Поэтому для Бинбанка на сегодня правилом является - указание той ставки, в рекламе в том числе, которую вкладчик получает с первого дня работы с банком. Это стало нашим кредо в части развития вкладного направления.
Саралидзе: Петр, по поводу как раз взаимоотношений с клиентами. Вот он увидел рекламу, он может до конца понять, что происходит только тогда, когда он придет уже в отделение банка и там ему раскроют все или можно все-таки определить какие-то вещи уже по рекламе, что это, скорей всего, даже идти не стоит. Есть какие-то такие признаки или нет?
Морсин: Сейчас сделано много правильных, ну, не сейчас, за последнее время сделано много правильных действий в части регулирования рекламной деятельности, и когда мы видим рекламу, важно обращать внимание на так называемую выносимую звездочку, и что под этой звездочкой, там ссылка, написано. И, как правило, банк обязан, соблюдающий действующее рекламное законодательство, указать, что на самом деле эта ставка, не важно, 11% годовых, 12% годовых, действует не сразу. То есть эта ставка, которая действует на последние, как я уже говорил, полгода двух-трехлетнего вклада.
Саралидзе: Обязаны действительно?
Морсин: Обязаны. Банк обязан сразу в рекламе раскрывать все основные базовые условия договора вклада, поэтому здесь, скажем так, не обязательно приходить в банк, достаточно быть более внимательным к той рекламе, которая публикуется. В Интернете это делать гораздо проще: ты можешь приблизить, что называется, почитать более внимательно, можно позвонить в контакт-центр. У каждого рыночного банка есть свой контакт-центр и можно там поговорить.
Саралидзе: То есть надо смотреть на звездочки, в том числе?
Морсин: Я бы сказал, надо смотреть под звездочки, что под ними написано.
Саралидзе: Обращать внимание. Можно чуть-чуть заглянуть вперед, что будет все-таки со ставками по вкладам в течение ближайшего времени?
Морсин: Я не вижу каких-то оснований, чтобы говорить о резких тенденциях в изменении ставок по вкладам, как вверх, так, собственно, вниз. Мы видим, что на сегодня для Бинбанка четко уже сформирован поток вкладчиков, которые нам доверяют. Мы видим, что структура, надо сказать, вкладного портфеля тоже кардинально не меняется, я имею в виду соотношение рубль-не рубль, то есть вкладчики также несут рублевые вклады, поэтому для нас 2014 год, для Бинбанка, будет успешным в части развития этого направления, поэтому мы с большим удовольствием и дальше ждем вкладчиков в наш банк.
Саралидзе: Спасибо большое.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Смотрите видеотрансляцию из студии "Вестей ФМ"