Начало Борьба за господство в воздухе началась с первых дней войны
Персоны
Самолеты времён ВОВ. Гость - военный историк, эксперт по авиации Дмитрий Хазанов.
Ведущие "Вестей ФМ" - Гия Саралидзе и Александра Писарева.
Саралидзе: Сегодня мы будем говорить, с какой авиационной техникой мы начинали войну, как это было. Многие историки говорят о том, что начало войны было для нашей авиации очень тяжелым. Многие называют катастрофой - в первые дни войны мы потеряли очень много самолётов. А если говорить не только об этих потерях, но и о том, с чем мы начинали войну, насколько мы были готовы в этом плане?
Хазанов: Прежде всего я хотел сказать, что представляю здесь, в этой студии, Российское военно-историческое общество, где я в настоящее время работаю. И начнём с периода за несколько лет до начала войны.
Война ожидалась, к ней готовилось руководство, сама страна, и то, что это случится, в общем-то, ни для кого не было секретом. Поэтому уже где-то в 1939 году были приняты постановления, которые потом оказались очень важными, решающими, на основании которых страна жила последующие 5-7 лет. О чём я говорю - о перестройке промышленности, принятии на вооружение новых образцов техники, в частности, в авиации. Именно тогда было заложено поколение новых самолётов, которые потом на своих плечах и вынесли всю войну. Это истребители МиГ-1 и МиГ-3, конструкции Микояна - Гуревича, ЛаГГ-3 - Лавочкин, Горбунов, Гудков, Як-1 Яковлева, которые со своими модификациями стали основой нашего самолётного парка. Также бомбардировщики Пе-2 конструкции Петлякова и штурмовик Ил-2 - бронированный уникальный самолёт, которого не было в других армиях, тоже был задуман примерно в то время и запущен в производство накануне войны.
А дальше проходили самые разные процессы - и укрупнение авиации, и переучивание лётного состава, и какие-то организационные изменения, связанные с полученным боевым опытом в боевых действиях в Китае, в Испании, на Халхин-Голе, довольно напряженная зимняя война 1939-1940 годов с Финляндией. И по результатам всего этого предпринимались разные мероприятия, прежде всего по укрупнению нашей авиации.
Саралидзе: А были какие-то ошибки, которые устраняли, которые выявили именно боевые действия? Те, о которых вы говорили.
Хазанов: Конечно да, очень много. И в тактике мы смутно себе представляли, какой будет современная война. Потом надо иметь в виду, что много у нас было неповоротливого, инертного, и не так быстро, как хотелось бы, доводили эти вещи до командного состава, до рядовых лётчиков. Прошедшая в 37-38 годах, да в последующие годы волна репрессий привела ко многим негативным последствиям, но одно из них - это боязнь принятия ответственности на себя командным составом, теми людьми, которым по долгу службы это было поручено. Они ждали распоряжения сверху. Слишком инертно и несвоевременно принимались решения.
Полностью слушайте в аудиоверсии.