Начало Отмена "зарплатного рабства": в чем суть
Персоны
Отмена "зарплатного рабства". Гость - вице-президент Бинбанка Петр Морсин.
Ведущий "Вестей ФМ" - Гия Саралидзе.
Саралидзе: Как я и обещал, у нас в студии гость - вице-президент Бинбанка Петр Морсин. Петр, здравствуйте!
Морсин: Здравствуйте!
Саралидзе: Давайте в начале скажем о том, какие сейчас вообще тенденции на банковском рынке, что сейчас главное, о чем сейчас думают люди в вашем бизнесе?
Морсин: Я думаю, есть три основные дискуссии. Первая дискуссия связана с тем, когда же наконец банки начнут кредитовать, и, прежде всего, население. Во многом на сегодня тематика того, что многие банки за последний год, скажем так, очень сильно сжались с точки зрения своих аппетитов и вообще интересов с точки зрения кредитования населения, эта тематика очень актуальна - это раз.
Вторая тематика, которая очень активно обсуждается, связана с вкладами, то есть что будет дальше с процентными ставками по вкладу, то есть на сегодня они снижаются, и во многом коммерческие банки снижают процентные ставки по мере того, как центральный банк снижает ключевую ставку.
И третья дискуссия очень была популярна в конце прошлого года. Как волнами, что называется, поднимается новая дискуссия по поводу так называемого зарплатного рабства. Это связано с карточным бизнесом, с банковскими картами вообще.
Саралидзе: Когда мы встречались с вами в этой студии, мы как раз первые две темы довольно активно обсуждали и по поводу вкладов, и по поводу того, что будет с кредитами и так далее. Третья тема действительно сейчас на поверхности.
Морсин: На бытовом уровне вопрос, что будет с курсом доллара, евро по отношению к рублю, что будет дальше на рынке, это, наверное, сейчас один из ключевых вопросов, который интересует многих. Но если говорить о том, что сегодня, так скажем, на первых местах в профессиональных дискуссиях, в том числе и этой, вот такие три тематики.
Саралидзе: Если говорить о "зарплатном рабстве", действительно, термин очень режущий слух.
Морсин: Неприятно слышать это.
Саралидзе: Если посмотреть вообще на информационное поле на наше, то вообще о рабстве говорят в разных сферах, такое ощущение, что у нас наступил 1861, да? Когда отменили крепостное право. Говорят и о "зарплатном рабстве" и о телефонном рабстве и так далее. Если говорить о "зарплатном рабстве", что это такое, откуда взялся этот термин, для кого он был актуален?
Морсин: Очень интересная была история развития стран, скажем так, постсоветского пространства. Появился такой очень интересный термин в начале 90-х - зарплатный проект, когда необходимо было, это пошло, насколько я помню, с крупных промышленных предприятий, необходимо было уже на новых современных рыночных экономических рельсах, скажем так, организовать выплату заработных плат большому количеству людей, трудящихся на этих заводах, промышленных гигантах, собственно появились такие первые пилоты, тогда еще крупные банки, очевидно, это государственные банки организовывали так называемые зарплатные проекты, когда весь персонал единомоментно, когда крупное предприятие заключало контракт с банком, переводилось на обслуживание, именно работники этого банка переводились на обслуживание именно в один банк, по реестру получали заработную плату, неважно, изначально это было через кассы, потом уже по мере развития и проникновения банковских карт через банковскую карту. Собственно, отсюда уже и появилось название зарплатный проект.
Саралидзе: Насколько я на собственном опыте знаю, такие зарплатные проекты существовали не только на крупных государственных предприятиях, но и, вполне себе тоже может быть, крупных, но и частных предприятиях, когда привязывали всех работников к одному банку, одна пластиковая карта, которая выдавалась от одного банка всем служащим и они там обслуживались.
Морсин: Да, потом это пошло во все сферы: в бизнес, коммерческий сектор, и, конечно, на сегодня, один из ключевых вопросов, когда мы ведем представителей банковского сектора, переговоры с руководителем предприятия, где его зарплатный проект и почему он там, и что мы можем сделать для того, чтобы мы обслуживали ваш зарплатный проект.
Саралидзе: С принятием этого закона, о котором мы говорили, что изменилось для потребителя?
Морсин: Ранее у работодателя было право определять банк, через который, скажем так, централизованно производит выплату заработных плат. В конце прошлого года были внесены изменения в законодательство вышеуточняющий федеральный закон, который позволил работнику самостоятельно выбирать банк, через который он хотел бы получать заработную плату, уведомляя работодателя в том, что вот мой счет в таком-то банке, я бы хотел, чтоб вы перечисляли мою заработную плату на счет в этом банке. И работодатель должен, бухгалтерия работодателя должна исполнить это желание своего работника. В этом суть изменений.
Саралидзе: То есть человек, даже если он работает на предприятии и у него есть пластиковая карточка, он вполне может перейти на другую, я правильно понимаю? Это его законное право?
Морсин: Да, сейчас очень много дискуссий, было ли так называемое зарплатное рабство. Конечно, это не было повсеместно распространено, потому что рынок очень большой, видов бизнеса много, самых разных, и, скорее всего, зарплатное рабство в моем понимании имело отношение к трем принципиальным видам предприятий, бизнеса либо сфер. Первый, когда крупные компании, независимо от того, государственные либо частные, получали крупные корпоративные кредиты. Одним из условий получения этого крупного корпоративного кредита на предприятии, было то, что данное предприятие подписывает зарплатный проект, это становится условием кредитного договора, и, по сути, обязуется выплату заработной платы производить через один определенный банк. И в этом контексте, конечно, есть элемент такого "зарплатного рабства" работника предприятия.
Второе, это скорее предприятия бюджетной сферы, когда в ряде регионов есть предпочтение к тем или иным банкам, когда целенаправленно бюджетные предприятия обслуживаются в одном выбранном банке. И третье, это уже элемент корпоративных правил крупных корпораций, международных корпораций, которые открывают бизнес в стране, рекомендовали своим дочерним российским компаниям вести зарплатные проекты с тем или иным международным банком.
Наверное, такие три основные принципиальные сферы. Но рынок более обширный и, конечно, большого количества предприятий и сферы бизнеса такая категория зарплатного рабства не касается, поэтому многие рассуждения, что "зарплатного рабства" и кризиса не было, они имеют, на самом деле, обоснованное начало.
Саралидзе: Ваш банк провел собственное исследование на предмет того, как относятся к "зарплатному рабству" в данном случае не банки, не работодатели, а те, кто держит карты - люди. К каким выводам вы пришли?
Морсин: Большая часть клиентов группы Бинбанк не являются нашими зарплатными клиентами, это правда. Эта законодательная инициатива для нас актуальна, потому что если в группе Бинбанк на сегодня около 3 миллионов клиентов имеют карты, так называемые карточные клиенты, только 500 тысяч клиентов являются зарплатными, это значит, что заработную плату они получают через другие банки.
Когда мы сделали опрос, провели внутренне исследование по той клиентской базе, которые имеют карту, но не получают заработную плату через нас, вот среди этих клиентов более 10 % готовы перейти на зарплатное обслуживание в Бинбанке. Это значит, что тематика актуальна, на сегодня мы понимаем, что в лучшем случае порядка 55 % наших клиентов осведомлены, что такие законодательные изменения произошли. Но то, что сегодня уже более порядка 5-7 тысяч первых заявлений на перевод зарплаты из банков, с кем у предприятий был подписан этот зарплатный проект, в наш банк мы получили, мы тоже тенденцию эту видим. Поэтому мы эту тематику не раскачиваем, не рекламируем, отдельно не продвигаем, это сами клиенты узнают, интересуются и переводят заработную плату на карту Бинбанка.
Саралидзе: Немного времени у нас остается в эфире. На ваш взгляд, вообще, что происходит с рынком пластиковых карточек?
Морсин: Мы видим, что этот рынок очень активно развивается, что называется, не смотря ни на что, мы видим очень мощную тенденцию, позитивную тенденцию с тем, что все большее и большее количество операций, как по объему так и по количеству, переходят в форму безналичную, то есть снижается количество наличных операций, которые клиенты осуществляют через банкоматы, когда снимают деньги. Вот это очень позитивная тенденция.
Еще мы видим тенденцию роста потребления карт среди наших клиентов, то есть на сегодня, по нашим подсчетам, более половины наших клиентов имеют одну карту, более 20 % клиентов имеют две и более, поэтому этот рынок развивается, он очень перспективный, очень интересный, и поэтому те законодательные инициативы, с которых мы начали, они очень позитивны, потому что они во многом делают этот рынок более конкурентным. Когда рынок становится более конкурентным, когда банки вынуждены развивать свои сервисы, делать свои предложения более интересными для клиента, прежде всего выигрывает клиент.
Саралидзе: То есть клиентам сейчас надо внимательнее смотреть по сторонам для того, чтобы понимать, где выгоднее сейчас. Когда есть разные предложения на рынке, это всегда хорошо. Напомню, у нас в гостях был вице-президент Бинбанка Петр Морсин. Петр, спасибо что пришли и ответили на вопросы.
Морсин: Спасибо!
Полностью слушайте в аудиоверсии.