Что почём Революция не изменила масштаб цен на трамвайные билеты

25 ноября 2015, 15:48

Персоны

Сколько стоила поездка на городском транспорте в Москве и каким он был в разные времена? Подробнее - в рубрике Бориса Бейлина "Что почём?" на радио "Вести ФМ".

До конца XIX века главным видом транспорта в Москве была конная железная дорога. Проезд в одну сторону стоил всего 5 копеек. Или 7 копеек с одной пересадкой. Зарплата фабричного рабочего или мелкого служащего составляла в то время около 25 рублей в месяц. В 1899 году в Москве появился электрический трамвай. Билет стоил столько же, сколько и на конку - 5 копеек. К примеру, от Бутырской заставы до Петровского парка. Индивидуальный транспорт стоил дороже. За поездку по городу извозчики просили от 20 до 50 копеек. Тогда же появились байки о том, как извозчики брали полтинник с иногородних за поездку от Николаевского (ныне Ленинградского) до Ярославская вокзала. По прямой там несколько сотен метров. Но хитрые извозчики сначала катали провинциалов вокруг трех вокзалов по нескольку раз. Был и водный транспорт. На пароходе можно было доехать от Дорогомиловского моста до Воробьевых гор за 10 копеек.

После революции масштаб цен на транспортные услуги остался прежним. Хотя в годы гражданской войны билеты вовсе отменили - ездить можно было бесплатно. Так продолжалось до конца эпохи военного коммунизма, то есть до начала НЭПа. К концу 20-х годов средние зарплаты были менее 100 рублей. Билет на трамвай в один конец стоил 8 копеек. В середине 30-х тарифы выросли до 15 копеек. В Москве появилось метро. Одна поездка - 50 копеек. Средняя зарплата - 200 рублей в месяц. Во время войны цены на билеты в подземку чуть снизили - до 40 копеек, но в 1948 году вернули прежние 50 копеек. Тогда же билет на трамвай подорожал вдвое до 30 копеек. Троллейбус стоил 40 копеек. Автобус - 45 копеек.

В 1961 году провели денежную реформу. Тарифы на общественный транспорт в Москве были заморожены почти на тридцать лет. Билет и в метро, и на автобус стал стоить 5 копеек. Троллейбус - 4 копейки. Трамвай - 3 копейки. Средний заработок в 1961 году составлял 75 рублей в месяц. В 1989 - 250 рублей. Так что фактически общественный транспорт в столице стал дешевле в три с лишним раза - одно из видимых завоеваний социализма. Причем ездить можно было и вовсе бесплатно: те, кому позволяла совесть, которая по тогдашним представления была "лучшим контролером", ничего не платил. При встрече с контролером это грозило штрафом в 1 рубль. Месячный автобусный проездной обходился втрое дороже. Единый на все виды общественного транспорта - 6 рублей. Так что многие рисковали.

 

Что почём. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация