Что почём Такси, такси, за рубль вези!..
Персоны
Наши люди в булочную на такси, оказывается, ездили! В каком году и за какую сумму - в рубрике Бориса Бейлина на "Вестях ФМ".
Такси в России появилось в самом начале 20 века. Впрочем, тогда это было не столько средство передвижения, сколько аттракцион. К 1912 году на огромную Москву приходилось всего 200 машин. Все - иностранных марок: Oldsmobile, Ford, Renault, Fiat. Стоимость проезда - 40 копеек за километр. Таким образом, поездка на 10 километров, к примеру, из центра на окраину, обходилась в 4 рубля. А по ночному тарифу - в 6 рублей. И это при том, что большая часть служащих тогда получала от 30 до 100 рублей в месяц. Гораздо дешевле и удобнее было взять извозчика. Всего за 50 копеек. Трамвай стоил и вовсе 5 копеек.
После революции такси пропало. Вновь машины вышли на улицы столицы в 1925 году. Тоже иностранного производства: Renault с желтой полосой по кузову. Из-за формы капота в народе эти автомобили называли "утюгами". Их было немного - несколько сот. Километр стоил 50 копеек. То есть за 10 километров брали 5 рублей. Зарплаты тогда не превышали 100 рублей в месяц. Так что такси оставалось если не роскошью, то дорогим удовольствием.
В начале 30-х годов на смену иномаркам пришел советский автомобиль "Газ-А". Таксу снизили до 40 копеек за километр. Зарплаты же к тому времени выросли до 200 рублей в месяц. Заплатить 3-4 рубля за поездку могли многие. Проблема была лишь в недостатке машин. Но к 1940 году в Москве было уже 4 тысячи такси. Для сравнения, в Париже - 20 тысяч. В Берлине - около 10 тысяч. На смену "Газ-А" пришли "Эмки" и первый отечественный лимузин - 101-й ЗИС. ЗИСов в Москве было, правда, всего 55 штук. Цены выросли. Километр на "Эмке" стоил 1 рубль. На ЗИСе - 1-40. Средние месячные зарплаты перед войной перевалили за 300 рублей.
Во время войны все машины были отправлены на фронт. Такси вернулось в Москву в конце 45-го. Это были новые 110-е ЗИСы (такие же, как и у партийных деятелей), а затем и "Победы". Светлый верх, серый низ с поясом с шашечками. И зеленый сигнал - "свободен". В 50-х годах появились ЗИМы, 21-е "Волги" и 402-е "Москвичи". Рубль за километр после реформы 61 года превратился в 10 копеек. Средняя поездка - 1 рубль. Средние зарплаты в 50-60-е годы - 50-100 рублей в месяц.
Такси стало общедоступным в 70-х годах. К тому времени по Москве разъезжали светло-салатовые 24-е "Волги". Средние зарплаты выросли до 150 рублей в месяц. При желании на такси можно было съездить и в булочную. Ситуация изменилась в середине 70-х годов, когда тариф вырос вдвое - с 10 до 20 копеек за километр. То есть средняя поездка стала стоить 2 рубля плюс чаевые.
Сразу после повышения ставки выручка таксопарков резко упала. Многие люди, ранее регулярно пользовавшиеся такси, пересели на метро или автобус. С их помощью можно было добраться до места в 40 раз дешевле. Хотя и 2 рубля за такси не были неподъемной суммой. Это почти в 2 раза меньше тогдашней стоимости бутылки водки. И всего лишь в 2 раза дороже килограмма сахара.