Что почём Советская власть сделала железную дорогу доступной
Персоны
Сколько стоила поездка на поезде в царской России и в СССР? Подробнее - в рубрике Бориса Бейлина "Что почём?" на радио "Вести ФМ".
В дореволюционной России путешествия на поезде обходились дорого. Особенно в самом начале. В 1860-х годах билет первого класса от Москвы до Сергиева Посада стоил два рубля. Третьим классом 80 копеек. А ведь это всего 60 километров. Жалование младшего офицера или мелкого чиновника тогда составляло всего 25 рублей в месяц. Для широких же слоев населения железная дорога была просто недоступна. Со временем ситуация менялась, хотя и очень медленно. Перед Первой мировой войной из Москвы до Твери можно было доехать за три рубля третьим классом или же за семь рублей первым. Поездка из Санкт-Петербурга в Москву стоила 6 рублей в общем вагоне и 16 рублей в мягком. Зарплата фабричного рабочего или же мелкого служащего была тогда на уровне 25-30 рублей в месяц.
Цены кусались и после революции. В 1929 году средняя зарплата по стране равнялась 75 рублям. Дальняя, многодневная поездка, скажем, из Томска на Запад Украины в самом плохом вагоне - третьего класса обходилась в 45 рублей. А вот пригородное сообщение стало доступным. От 40 копеек для первой зоны до 2 рублей 70 копеек для десятой. Так, в середине 30-х годов билет от Ленинграда до Сестрорецка стоил рубль, а от Ленинграда до Луги - три рубля.
Билеты на поезда дальнего следования подешевели только после войны. В 50-х годах плацкарт из Москвы в Одессу стоил от 20 до 30 рублей. При средней зарплате в 500 рублей. В 1961 году была проведена денежная реформа. Средний заработок к тому времени повысился до 75 рублей. Новыми. При этом билет из Москвы на Дальний Восток в плацкартном вагоне стоил 70 рублей. В купе 90 рублей. В спальном вагоне - 140 рублей.
В дальнейшем тарифы менялись незначительно. Середина 70-х - начало 80-х годов. Купе Москва-Новосибирск - 30 рублей, почти вдвое дешевле самолета. Спальный вагон Москва-Ташкент - 48 рублей. Купейный вагон Москва-Ленинград 12 рублей 50 копеек. До Твери из столицы можно было доехать за полтора рубля. Средние зарплаты в стране к этому времени выросли до 170 рублей в месяц. Билеты на пригородные электрички стоили копейки. Москва-Крюково - 35 копеек. Москва-Загорск - 55 копеек. Напомню, что за сто лет до этого за поездку из Москвы в Сергиев Посад просили почти рубль. Причем не медью, а серебром.