Путешествие в Эрмитаж "Маноло Бланик. Обувь как искусство"

15 мая 2017, 05:45

Программу "Путешествие в Эрмитаж" ведёт из петербургской студии "Радио России" Анна Всемирнова.

В Главном штабе Эрмитаже, где теперь представлены коллекции современного искусства, открылась экспозиция, которая называется "Маноло Бланик. Обувь как искусство". Свыше 200 моделей обуви и 30 эскизов представляют творчество выдающегося дизайнера обуви.

Маноло Бланик (Manolo Blahnik)... Многие, возможно, это имя слышат впервые. И это не мудрено. Мы всё же долгое время были оторваны от общеевропейского и мирового потока событий в мире моды. Любопытствующий может нынче открыть Интернет, и на него обрушится море информации о роли Маноло Бланик в истории женской обуви, начиная с 1970-х годов по сегодняшний день.

Приведу лишь несколько фактов из его биографии. Маэстро – 74 года. Он родился на о. Тенерифе (Канарские острова), чех – по отцу, испанец – по матери. Мать интересовалась модой и выписывала журналы, как и привозила наряды из Парижа.

После переезда семьи в Европу М. Бланик учился в Женевском университете, но не стал юристом, а отправился в Париж изучать историю искусства в знаменитую Школу изящных искусств, мечтая стать театральным художником.

Но поворот судьбы определила его парижская знакомая, младшая дочь художника П. Пикассо – Палома, которая познакомила юношу с редактором американского журнала "Вог" ("Vogue") Дайаной Вриланд (Diana Vreeland). Из всех эскизов знатоку модной индустрии больше всего понравился дизайн туфель, и она посоветовала Маноло заняться именно дизайном обуви. И вот 45 лет Маноло Бланик создаёт женскую обувь, о которой говорят с восторгом критики, мечтают модницы и которую носят звёзды кино и знаменитости.

В длинном списке его наград – медаль, вручённая королём Испании за достижения в области искусства, и орден Британской империи за вклад в развитии английской индустрии моды. Слова о дизайнере прозвучали в сериале "Секс в большом городе" ("Sex and the City"), мультфильме "Симпсоны" ("The Simpsons"), фильмах "Жизнь в стиле "Вог" ("A Vogue Idea"), "Мария-Антуанетта" ("Marie Antoinette") Софии Копполы (Sofia Coppola). Последняя картина была удостоена премии "Оскар" именно за лучшие костюмы.

Ещё один штрих – на свадьбу с британским принцем Уильямом невеста Кейт Миддлтон (Kate Middleton) надела туфли именно Маноло Бланик. Думаю, этого вполне достаточно, чтобы собственными глазами захотеть увидеть на эрмитажной выставке созданное знаменитым дизайнером.

Рассказывает куратор выставки, сотрудник отдела западноевропейского прикладного искусства Эрмитажа Татьяна Бабошина.

Т. Бабошина: М. Бланик – это самая легендарная личность в дизайне обуви. Если вспомнить 70-е годы, он был одним из первых дизайнеров обуви, который начал делать настолько провокационные и прекрасные вещи. То есть, в тот момент весь акцент в одежде вдруг сместился на обувь (аксессуар).

Почему это интересно для Эрмитажа? Поскольку М. Бланик очень вдохновлялся как искусством России, в частности, культурой Екатерины Великой, так и живописью, которая у нас есть: Анри Матисс, Пабло Пикассо и т.д. Для Эрмитажа интересно именно показать обувь как часть художественно-прикладного искусства в контексте произведений искусства. То есть, на всех этикетках написано, чем М. Бланик вдохновлялся при создании той или иной обуви. Разделена вся экспозиция на шесть секций: "Природа", "Гала", "Искусство и архитектура", "Сердце", "География", "Материалы".

"Сердце" – это самая большая, центральная группа экспонатов, и там показано, какими людьми он вдохновлялся. Он такой человек, который вдохновляется просто от всего: от природы, от стран, которые он посещает.

Как вам с ним работалось?

Т. Бабошина: Мы показали ему коллекцию Эрмитажа. Он очень просил показать ему всё, что связано с Екатериной Великой. Он просто без ума от неё. В принципе, он всё время говорит о том, что на него очень повлияли сильные женщины, что они помогли ему прийти в мир искусства. Он посмотрел на портреты дам XIX века, попросил показать работы Франсиско де Сурбарана и другую испанскую живопись. Ну ещё А. Матисса и П. Пикассо. Он очень многим чем вдохновлялся, и ему было интересно посмотреть даже просто на интерьеры Зимнего дворца, он был в восторге.

Он впервые в России?

Т. Бабошина: В России он уже был несколько раз.

В Эрмитаже тоже бывал, но так предметно, как с вами, наверное, впервые?

Т. Бабошина: Да.

Какая из его дизайнерских находок действительно стала ноу-хау? Что он привнёс в создание обуви? Коко Шанель привнесла чёрный носочек, который укорачивал ногу, а этот мастер?

Т. Бабошина: Главный его конёк – это, естественно, модель "Хангиси" ("Hangisi"), та, которую можно видеть в сериале на Кэрри Брэдшоу. Это классическая обувь. Он почему прославился в 70-е годы, когда были в моде все эти вычурные платформы и всё это было украшено слишком? Он просто сделал классическую модель. И это не зависело от каких-то модных тенденций уже тогда. То есть, он до сих пор никак не следует за тенденциями, он просто делает то, что ему нравится. Ему нравится, как выглядит женская нога в простой классической туфле.

Вам интересно было работать над этой выставкой?

Т. Бабошина: Мне было очень интересно работать, поскольку вещи просто потрясающие по красоте, по выразительности. Мне кажется, каждый должен их увидеть. Маноло Бланик любит яркие цвета, и эта его любовь видна во всех работах. Он также любит украшения.

Но не перегружает ими?

Т. Бабошина: Всё абсолютно находится в балансе.

Маноло Бланик вернул женщинам шпильки, положив конец эре толстых платформ. О платформах он сказал так: "Это же "франкенштейн" от мира обуви. В хорошей обуви хочется танцевать, жить, двигаться. Если чувствуешь себя иначе, выбрасывай туфли без сожаления. Когда туфля придаёт полноватой ноге стройность, меняя походку женщины, – это и означает успех".

Да, главное у обуви Маноло Бланика – лёгкость и женственность, хотя он использует самые разнообразные ткани: атлас, тафту, вельвет, твит, кашемир, ручное кружево, лён, хлопок, шёлк, шёлковую парчу, оттоманский шёлк, кожу, металл, пластик. Как всё это превращается в туфельки – посетителям в одном из залов расскажет фильм. Обывь делается и сегодня во многом вручную. Вот, что отметил, открывая выставку, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

М. Пиотровский: Прежде всего, спасибо маэстро Маноло Бланику, который сам приехал открыть выставку. Её можно называть по-разному. Можно её называть "Обувь. Можно её называть "Дизайн" или "Мода". Можно называть скучно, но по-научному: декоративно-прикладное искусство, одно из ветвей мирового искусства, которое очень широко представлено и собирается в Эрмитаже. Рады сегодня представить ярчайшего мастера дизайна и удивительной красоты вещи, которые возбуждают множество аллюзий, воспоминаний, перекликаются с разными эпохами истории, стилями, разными персонажами. Мы экспериментируем с новым нашим пространством – пространством Главного штаба. Предоставляю слово господину Маноло Бланику.

М. Бланик: Дамы и господа! Большое спасибо. Это большая честь для меня. Надеюсь вам понравятся мои работы. Я вырос под влиянием великой русской культуры.

Я с трудом могу выразить свои чувства, связанные с тем, что я нахожусь здесь, в этом настоящем раю – в Эрмитаже. Для меня величайшая честь и честь для моей коллекции обуви находиться в стенах этого великолепного музея. И, конечно, я хочу поблагодарить людей, благодаря которым эта выставка стала возможной. И город ваш – такой прекрасный город – сегодня встречает нас солнцем. Не знак ли это?

Стилям обуви Маноло Бланика присуще сочетание авангардных элементов с классическими. К примеру, модуль с двумя опоясывающими щиколотку ремнями, разрабатывалась в 1976-1977 годах род впечатлением от дизайна музея Соломона Гугенхайма в Нью-Йорке. В 1979 году М. Бланик разрабатывал первую в мире модель женской обуви с высокими подъёмом, не имеющей каблука, но подразумевающей его наличие. Это удалось сделать за счёт удлинения подошвы. В 1980 году модельер изготовил замшевые туфли цвета фуксии с двумя помпонами. Вдохновила его на эту модель тайская исполнительница экзотических танцев, одетая только в фартук с помпонами из пальмового волокна. 1994-й год... Визитная карточка – классические туфли-лодочки на шпильке с острым носом. На атласные мюли, украшенные жемчугом, маэстро вдохновил средневековый Неаполь. А модель туфель с острым носом и открытой пяткой появилась под впечатлением фильма Лукино Висконти "Леопард" ("Il Gattopardo"). Думаю, петербургские модельеры побывают на вернисаже не раз. Среди первых пришла Татьяна Котегова.

Т. Котегова: Обувь – это основная часть имиджа. Я даже считаю, что это, наверное, 50 процентов успеха имиджа.

Это вы как модельер считаете?

Т. Котегова: Да. Потому что можно одеть красивое платье, дорогое, но самое главное, чтобы обувь была правильно подобрана. Вообще, мне кажется, голова и ноги – это два основных момента, которые должны быть: голова – ухоженной и обувь – очень хорошей. У Маноло Бланика совершенно изумительная обувь. Преклоняюсь перед этим дизайнером, потому что его обувь очень элегантная, очень удобная, она абсолютно вне времени. И, как вы сейчас знаете, мы все привыкли ходить в обуви на плоской подошве. Но опять начинается, мне кажется, время для более женственной обуви. Именно у Маноло Бланика, хотя он тоже сейчас делает обувь и на плоской подошве, но она у него очень изысканная, удобная, очень красивая.

Я начинала всё применять к нашему северному краю, потому что обувь эта всё-таки больше для Испании?

Т. Котегова: Нет-нет. Петербург – европейский город. Мы ходим в театры, посещаем какие-то приёмы, ходим друг к другу в гости. И наши женщины любят одеваться, любят очень красивую одежду. Об этом я сужу по своим клиентам. Иногда я даже прошу из принести или сказать, какая у них обувь, чтобы я могла под их обувь создать какое-то платье.

Примечательно, что в витринах каждая модель представлена одной туфлей, парой – только в витрине обуви к фильму "Мария-Антуанетта". Музей – это не магазин.

Да, не каждая женщина готова купить дорогую пару туфель с узорами цветов, клубники, листьев пальм или даже изображением лошадей и пантер. Скорее, выберет более строгую модель для торжественных случаев. Но для искушённых знатоков искусства мотив А. Матисса, М. Ротко или А. Кальдера, переданный дизайнером в обуви, – это высший пилотаж. А сам маэстро М. Бланик на открытии выставки гордо демонстрировал бриллиантовый знак "Художник в Эрмитаже", которым его недавно наградил Михаил Пиотровский на эрмитажном приёме в Лондоне в Британском музее.

Что вдохновляет маэстро в России?

М. Бланик: Это бесконечная история. На самом деле можно так много говорить о том, что меня вдохновляло и вдохновляет в России, но вы упомянули Екатерину Великую. Да, безусловно, это великая женщина с великолепным вкусом, и всё это мы видим с вами в Эрмитаже. Это проявление её вкуса. Сильная очень женщина, которая казалась больше русской, чем немкой. Если мы обратимся к временам не столь далёким, то для меня идолом и идеалом являются русские балерины, начиная с Анны Павловой. И Тамара Туманова является для меня абсолютно особым человеком в этом смысле. Когда я рос, я так много знал и слышал о "Русских сезонах" в Париже, о В. Нижинском. Так что это тоже для меня всё очень важные, вдохновляющие моменты. А вчера я был в доме-библиотеке А. Пушкина. А А. Пушкин для меня с детства был одним из идеалов и идолов, как я снова говорю. Я очень хорошо помню, как я читал на испанском языке его "Капитанскую дочку".

Хотя Маноло Бланик и является британским брендом, сам он это слово не признаёт.

М. Бланик: Это то, что я не совсем понимаю. Для меня "бренд" – не позитивное, не положительное слово, потому что есть имя. Вот имя, да, есть. Я вообще не могу говорить сам о себе. Но есть примеры выставок, которые сыграли определённую роль для меня. Например, в 2003 году в Лондоне была выставка, которую посетили 280 тысяч человек. И это было время войны в Персидском заливе. Если в такое тяжёлое время, во время войны, в которой была задействована Великобритания, люди ходят на подобные выставки, это событие.

Вообще-то, я люблю видеть свою обувь на женских ножках. И первые два-три дня после того, как появляется пара, я счастлив. Но потом это забывается. Иногда эта пара имеет успех, иногда это не коммерческий успех. Но видеть сейчас здесь эту обувь – просто исполнение моей мечты. Я никогда даже не мог себе представить, что эта мечта может стать реальностью. И это останется со мной навсегда.

Для писем: 197022, г. Санкт-Петербург, набережная реки Карповки, дом 43, "Радио России", программа "Путешествие в Эрмитаж", Анне Всемирновой.

Полностью передачу слушайте в аудиофайле программы.

Путешествие в Эрмитаж. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация