Путешествие в Эрмитаж Леонардо да Винчи и его школа

15 сентября 2019, 13:10

Прелестная молодая женщина сидит в таинственном гроте и смотрит на цветок аквилегии, что держит левой рукой у плеча. На коленях веточка жасмина и анемоны. Картина была приобретена в 1850-ом при распродаже королевского собрания в Гааге после смерти короля Виллема II как работа Леонардо да Винчи. Этот драгоценный портрет всегда рассматривался как одно из наиболее прекрасных произведений Леонардо...

В XIX веке творения учеников нередко считались работами великого мастера. Но искусствоведение постепенно превращалось в науку, и исследователи учились разграничивать творчество школы и мастера. К числу учеников принадлежал и Франческо Мельци, как свидетельствуют современники – «самый образованный и утонченный» среди помощников Леонардо.

Можно только сожалеть о том, что середина XV века, начало XVI века не оставили подробных сведений для потомков, и даже признанные исследователи итальянской живописи, осторожны в оценках его творчества. Опираться приходится во многом на предположения. Существует ли, к примеру, портрет или автопортрет Франческо Мельци? У Леонардо немало юношеских портретов учеников, но которых из них искомый? Красивый юноша в шапке с копной волос на странице в Википедии, посвященной Франческо Мельци – полностью на совести создателей страницы. Так можно и в крайность удариться, да существовал ли такой талантливый художник-ученик?

"Флора"- лучший леонардеск в собрании Эрмитажа. Новый всплеск интереса к "Флоре" Франческо Мельци объясняется тем, что картина возвращается к посетителям Эрмитажа после реставрации. По традиции, прежде чем полотно займет свое постоянное место в экспозиции, его демонстрируют в отдельном зале. Аполлонов зал Зимнего дворца даст возможность неторопливо без суеты заново открыть для себя аристократически-элегантный женский портрет эпохи Возрождения, исполненный в лучших традициях школы Леонардо да Винчи.

Главной задачей для Марины Шулеповой – художника-реставратора первой категории лаборатории научной реставрации станковой живописи отдела научной реставрации и консервации Эрмитажа было раскрытие авторской, насыщенной цветом живописи. Размышляя о Франческо Мельци, следует упомянуть, что семья Мельци дважды принимала в фамильной вилле великого Леонардо. Второй визит мастер совершил около 1513 года. Затем Франческо сопровождал мастера не только в поездке в Рим, но и во Францию. Как отмечают современники, юный миланец знал многие секреты, взгляды учителя, и высказывал о них здравые суждения, хорошо рисовал. По завещанию Леонардо в 1519 году Франческо получил рисунки мастера, принадлежности для живописи и рукописи. Бережно почитаемое и сохраненное, после смерти Мельци примерно в 1570-ом году, наследники не берегли.

Мы продолжим разговор о живописи Франческо Мельци. Немало сокрытого увидели с помощью современных методов исследования и художник-реставратор Марина Шулепова, и хранитель Татьяна Кирилловна Кустодиева. Собственно, они были первыми за 500 лет, кто так погрузился в глубину материи...

У микрофона была Анна Всемирнова.

Путешествие в Эрмитаж. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация