Картинка

Подземка Станция «Площадь революции»: приметы, легенды и факты

9 ноября 2019, 14:47

Персоны

Станция «Площадь Революции» – пожалуй, тот самый случай, когда всё пошло не по плану, но получилось отлично. Проектировал станцию легендарный архитектор Алексей Николаевич Душкин. Но его замысел принципиально отличался от того, что возвели впоследствии. Разумеется, скульптуры на станции – это то, что привлекает основное внимание. Они породили множество примет и городских легенд. Но их как раз и не было в первоначальной задумке автора. И в итоге он остался недоволен, когда в основаниях арок появились бронзовые люди в полный рост:

«Средства художественной выразительности должны отвечать требованиям архитектурной логики. В этом плане установленные на станции «Площадь Революции» скульптуры трудно оправдать композиционно».

Основной задачей архитекторов станций метро всегда было создать ощущение лёгкости, замаскировать глубину, на которой находится станция (а первые очереди московской подземки – это в основном станции глубокого заложения). Алексей Николаевич создал проект, который достойно эту задачу решал. Фирменной чертой Душкина были световые решения. И здесь он особым образом подсвечивает пилоны, чтобы нивелировать их массивность. Сверху располагает архивольт – это такое обрамление арки, которое выделяет её из плоскости стены. И по одной из версий, под этими архивольтами собирается разместить световые панно на ту же революционную тематику. Таким образом, станция должна была выглядеть максимально изящной и просторной. Но вышло иначе – рассказывает Координатор общественного движения Архнадзор, историк транспорта Юрий ЕГОРОВ:

«Вопреки воле Душкина, был приглашён скульптор Матвей Манизер, который сделал эти самые скульптуры. Есть опять же такой термин – круглые скульптуры. То есть это полноразмерные, полнообъёмные. Это не барельеф, который выступает чуть из стены, а какая-то часть изображения – она как бы остаётся за плоскостью стены. Это полноценная, объёмная скульптура. И он сделал эти изображения по хронологии от 1917 до 1937 года. И в общем-то, эти скульптуры были приняты, все их одобрили. Причём Душкин был категорически против. Но понравилось даже Сталину».

Вписать такую полноразмерную скульптуру в основание пилона – дело не самое простое. Для компактности, все герои (кроме детей) изображены в склонённых позах. В народе тогда быстро разошлась горькая шутка – «фигуры на станции, как и весь советский народ, либо сидят, либо стоят на коленях».

В октябре 41 года, когда немцы были критически близко к столице, метрополитен мог прекратить своё существование. Тогда вышел приказ Лазаря Кагановича о закрытии и подготовке стратегически важного объекта к уничтожению. Приказ был отменён, но подготовка проведена. В ходе массовой эвакуации вывозят в том числе художественные ценности. И среди этих ценностей спасают и скульптуры с «Площади Революции». Их отправляют в Среднюю Азию. Когда фигуры вернулись в Москву, выяснилось, что они серьёзно пострадали в пути. Но спасло то, что каждая из них была исполнена в четырёх экземплярах – продолжает Юрий ЕГОРОВ:

«Соответственно, у кого-то одна деталь сохранилась, другая осталась. И в общем, собирая из такого конструктора эти скульптуры, все поняли, какими они были. А по этому комплекту запчастей, который все-таки нашелся для каждой из них, восстановили и те, которые пострадали сильнее».

А вот наземный вестибюль первого (и несколько лет после открытия – единственного) входа на станцию выглядит немного странно. Это потому, что по задумке, вход должен был расположиться в здании Академического кинотеатра. Открытие станции метро в плане стояло раньше. Поэтому наземный вестибюль просто обозначили. А потом кинотеатр так и не построили. Как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. И эта конструкция стоит до сих пор. Единственное, вход и выход теперь разнесены между собой. А раньше осуществлялись через одну и ту же входную группу. Если внимательно приглядеться, можно заметить, что буквы в надписи “НЕТ ВХОДА” немного отличаются между собой. Это потому, что раньше там было слово “ВЫХОД”, убрали лишнюю букву, а недостающие – добавили.

Зайдя в массивные деревянные двери, спускаемся на платформу. Конечно же, первое, что захватывает внимание – скульптуры. Изображённые люди настолько реалистичны – позы, выражения лиц, детали одежды, вплоть до значка «Ворошиловский стрелок», складки на туфельке студентки – действительно создают ощущение, что это застывшее мгновение бурной революционной жизни. Воображение москвичей было поражено настолько, что в первые послевоенные годы ходили даже ужасающие легенды-страшилки, что фигуры на станции – это залитые металлом немецкие пленные. Разумеется, нет. Скульптор Матвей Манизер подходил к выбору натурщиков с особенным трепетом. Например, во второй арке – революционный матрос с наганом. Сегодня мы знаем, кто был прототипом для этого образа:

Юрий ЕГОРОВ: «Его зовут Алексей Диомидович Никитенко. Это курсант Ленинградского тогда военно-морского училища им. Фрунзе. И его отобрал лично Манизер. Он пришёл в училище, пришёл к администрации. Сказал, что ему нужен прототип для революционного матроса. Вот посоветуйте, кого взять? Руководство сказало – а вы сядьте на проходной, и просто смотрите, кто будет идти. Кто понравится, того и приглашайте. И он выбрал Алексея Никитенко – курсанта. Тот ему на протяжении нескольких месяцев по несколько часов в день позировал – с наганом, с пулемётными лентами, всё как положено. А впоследствии он отправился на Дальний Восток, командовал там «Монитором» (есть такой тип судна военного корабля). Очень переживал, кстати, что его не отправляют на фронт. И как он говорил сам (публикация где-то околовоенных времён) что «К сожалению, я в Москве не был, я себя даже не видел в метро». А сам Манизер вспоминал, что Никитенко очень ответственно отнёсся к задаче».

Ещё один моряк на станции – матрос-сигнальщик. В руках у него флажок, а на бескозырке можно прочитать надпись «Марат» (это название линкора). Человек удивительной судьбы – Олимпий Иванович Рудаков. Его биография – поистине сюжет для фильма. В Великую Отечественную он служит помощником командира на Эсминце «Сокрушительный». Во время сильного шторма корабль терпит аварию и тонет. Потеря боевого корабля – само по себе катастрофа. Так ещё и не в бою. Кроме того, во время эвакуации с тонущего судна командир, помощник и военком покидают его не последними. Всё командование мгновенно под трибунал – высшая мера наказания заменяется для Рудакова штрафным батальоном. Воюя в составе штрафной роты, он получает ранение. То есть считается, что свою вину искупил. Он возвращается в 44-м году на фронт, и заканчивает войну опять офицером.

Олимпий Иванович дважды удостаивается присутствовать на коронации монарха в Англии. По пути на коронацию Елизаветы II поражает присутствующих необыкновенным манёвром: советские корабли здорово опаздывали к церемонии из-за непогоды. Но буквально в последний момент командир исполняет просто фантастический трюк, виртуозно швартуя свой крейсер.

Юрий ЕГОРОВ: «А крейсер – штука, мягко говоря, не маленькая. Ему говорят – лоцмана вам отправить? Он говорит – не надо, мы сами. И он швартуется за какие-то несколько минут. То есть это то, что никто никогда в этом порту не делал. То есть это что-то невероятное. С первого раза, куда надо, на своё место. И то опоздание многочасовое, которое у них было, он своим манёвром просто сводит на нет. Он успевает на все церемонии, встречу с королевой. И это впечатление уже не на королеву, а на всех окружающих – порядка двухсот кораблей было. Настолько красиво он это сделал».

Пожалуй, самая культовая фигура на станции – это пограничник с собакой. По распространённой версии, в нём увековечен образ известного героя. Мы даже знаем кличку пса, чей нос так привлекает пассажиров подземки.

Юрий ЕГОРОВ: «Собаку зовут Индус. А пограничника зовут Никита Фёдорович Карацупа. Он уроженец Украины. Но достаточно быстро перебрался в Казахстан, где служил на пограничной заставе. Никита Фёдорович является одним из основоположников такой интересной науки, как служебное собаководство. Он приехал к месту службы с опозданием. Собак хороших все уже более-менее себе разобрали. Он буквально взял первую попавшуюся дворнягу, сказал, вот моя собака, я с ней буду работать. И он работал. Причём как он работал. Во-первых, он воспитывал саму собаку. Но при всём при этом, кроме собаки, он работал и над собой. Он разрабатывал комплекс упражнений, чтобы человек мог успевать за собакой, идущей по следу. Если собака бежит, без специальной подготовки догнать её достаточно сложно. И он тренировал и собаку, и себя. И у него какое-то невероятное количество пойманных нарушителей – что-то порядка трёхсот с лишним человек. Есть архивная фотография Никиты Фёдоровича, практически повторяющая ту позу, в которой он сидит на станции метро, только она зеркально развёрнута. Но точно так же собака вот с такими навострёнными ушами, такой же присевший в дозоре пограничник».

Вокруг собаки на станции всегда много людей. На самом деле, счастьем звери делятся только с теми, кто нежно к ним прикасается, а на тех, кто с усилием натирает им носы, злятся, и удачи не приносят. Информация проверена!

Екатерина КОСИНЕЦ: «Действительно, к бронзовому псу Индусу чаще всего приходят за удачей на экзаменах. Хотя тоже странно. Там же ещё есть студент. Там же есть непосредственно студент. И почему бы у него не просить бы, например, удачи?»

Юрий ЕГОРОВ: «Да, но студент – на самом деле, тоже не совсем студент. На самом деле, он инженер. Зовут его Аркадий Антонович Гидрат. Он сидит в районе спуска в переход в центре зала – с раскрытой книгой».

Аркадий Антонович окончил Московский физкультурный институт. Прошёл Финскую войну, вернулся обратно в спорт, устанавливал рекорды по прыжкам в высоту. Собирался писать диссертацию, но началась Великая Отечественная. Его призвали в армию. Пропал без вести осенью 41 года под Ленинградом на Синявинских высотах, не давая немцам сомкнуть кольцо блокады. Но сравнительно недавно в Ленинградской области поисковики обнаружили захоронение. Нашли, что огромная редкость, сохранившийся и заполненный медальон.

Юрий ЕГОРОВ: «Маленький такой пластмассовый цилиндрик, внутри которого лежит бумажка, на которой карандашом писали, что за человек, откуда родом и так далее. Ну, вся информация. Во-первых, бумага. Она в земле не живёт совершенно. Пусть даже и в какой-то пластмассовой оболочке. Более того, среди солдат существовало поверье, что если заполнишь медальон – это всё, значит, смертный приговор. Поэтому многие клали пустую бумажку. Кто-то просто выкидывал. Поисковики говорят, что в среднем человек 10-15 на тысячу таких опознанных по медальонам – это очень хорошо. Бывает и меньше.

Получилось так, что этот инженер с книгой – по сути, памятник Неизвестному солдату, Неизвестному герою. Другой вопрос, что теперь мы знаем, кто это такой. То есть человек, который действительно отдал свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины. Вот его памятник на станции «Площадь Революции». И, кстати говоря, это повод начать другую традицию – каждый год 9 Мая класть цветы к изображению инженера с книгой, зная уже, кто это такой, и в чём его заслуга».

Подземка. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация