Подземка Московский метрополитен как историческая энциклопедия
Персоны
"Осторожно, двери закрываются. Следующая станция..." Спеша каждое утро на поезд, мы даже не замечаем, что пробегаем мимо автографов тех, кто создавал станцию. Ожидая опаздывающего друга, прислоняемся плечом к древнему моллюску, и даже не знаем об этом. Погрузившись в свои мысли, разглядываем путевую стену и не видим отметин от предыдущего названия станции. А они там есть. В Московском метро множество артефактов, о которых мы даже не подозреваем.
Можно, вскочив в вагон, достать книгу и погрузиться в чтение. А можно сам метрополитен читать, как историческую энциклопедию. Только если сильно увлечься, можно проехать свою станцию.
Например, вы когда-нибудь обращали внимание, какой необычной плиткой облицованы путевые стены на станции "Смоленская" Филёвской линии? Такие небольшие шестиугольные фрагменты, похожие на пчелиные соты на всей станции отличаются по цвету – где-то они желтоватые, где-то серые. Тайну их происхождения раскрыли несколько лет назад на одном из тематических форумов. Там кто-то из любознательных пользователей спросил, откуда такая необычная плитка. И ему ответили эксперты – рассказывает координатор движения Архнадзор, историк транспорта Юрий Егоров:
- Люди, которые, в общем, достаточно почётные, достаточно известные в метросообществе, "взяли его на дурочка". написав примерно следующее: станция находится под Садовым кольцом. Здесь когда-то был Смоленский рынок. И был на этом рынке купец, который торговал кафельной плиткой. В XIX веке, на минуточку! Кафельной плиткой! Ну вот нашли эти подвалы, когда копали метро. Откопали столько, что хватило на всю станцию и ещё осталось на несколько ремонтов вперёд. Человек пишет – да, спасибо, как интересно! Ему говорят, ну, вы это всерьёз не воспринимайте. Всё бы хорошо, но через пару лет выходит официальный путеводитель World Art Museum по Московскому метро, где эта легенда практически пересказана.
А такая плитка, на самом деле, была раньше и на ещё одной станции – "Кропоткинской". Только её позже переодели в мрамор. А легенда о запасах из купеческих подвалов на "Смоленской" продолжает жить.
Здесь же можно увидеть ещё одну любопытную вещь. На стене цифра "6" и под ней вертикальная бронзовая полоса. Никогда не задумывались, что это значит? Наш проводник по артефактам Московского метро Юрий Егоров продолжает приоткрывать тайны:
- Если встать у первого вагона в сторону станции "Арбатская" опять же Филёвской линии, мы увидим современную полосатую чёрно-белую рейку с цифрой "6", которая означает "остановка первого вагона для шестивагонного состава". А рядом на стене чуть-чуть назад мы видим опять же шестёрку, но уже бронзовую и укреплённую на стене чуть-чуть пониже. Это остановка шестивагонного состава типа "Е". Дело в том, что машинист там сидел немножко по-другому. Если сейчас он сидит по центру кабины, то вагоны типа "Е", в них машинист сидел справа. И для того чтобы он мог видеть зеркало, то самое зеркало заднего вида, по которому он оглядывается – все ли сели, всё ли нормально в составе, ему надо было остановиться чуть-чуть раньше, чуть-чуть не доезжая. И поэтому вот та шестёрка и эта шестёрка они немножко не совпадают притом, что зеркало осталось одним и тем же.
Вагоны "Е" и их модификации "ЕЖ", которые машинисты ласково называют "Ёжиками", здесь больше не ходят. А рейка осталась, на противоположной стене можно разглядеть следы от такой же.
А вот на станции "Комсомольская" радиальная метка с цифрой "8" висит у последнего вагона в сторону центра. "8" – означает "остановка первого вагона для восьмивагонного состава". Но почему она не с той стороны? Просто раньше составы здесь подавались из депо на линию и приходя на конечную, уходили обратно с того же пути.
На некоторых старых станциях, которые меняли свои названия, можно разглядеть следы от старых табличек на путевых стенах. Юрий горов ведёт нас к одной из них:
- Ну вот конкретно на "Театральной", здесь такое сочетание – это дырки от креплений букв и следы от пыли, от тоннельной грязи, которая не до конца стёрта с мрамора. И прямо под переходом на станцию "Охотный ряд" две наилучшим образом сохранившиеся надписи "Площадь Свердлова" вот в таком практически исчезнувшем виде – прямо под буквами "Театральная".
Следы старых названий можно обнаружить ещё на нескольких станциях. Например, если проехать вниз по этой линии и выйти на станции "Царицыно". Тут не просто угадываются старые надписи. В новой вывеске даже использовано несколько букв от старой – «И», «Н» и «О» раньше составляли старое название – "Ленино". А вот "Автозаводская" раньше называлась "Завод имени Сталина". И при внимательном рассмотрении можно заметить отверстия от крепления букв старого названия станции.
Возвращаемся по "зелёной" в центр. Выходим на станции "Новокузнецкая" и поднимаемся по эскалатору. Оказавшись наверху, мы обычно торопимся к выходу, не замечая одну довольно интересную деталь. В наземном вестибюле под большими окнами кованые решётки, закрывающие радиаторы. А на них – отбойный молоток. Что бы ему здесь делать? Разгадка в том, что решётки предназначались для другой станции – "Донбасская" (сейчас это "Павелецкая"). Павелецкая дорога тогда называлась "Донбасская сверхмагистраль". По ней доставляли в Москву уголь из Донецка. Станция должна была открыться раньше, но помешала война. А металлоконструкции для неё остались в зоне немецкой оккупации.
Станция "Донбасская" оставалась незавершённой, детали для её оформления достались "Новокузнецкой".
Она открылась как раз во время войны – в 43м. Это подчёркивает и её декор – над арками между платформами и центральным аванзалом барельефы – изображения великих полководцев. Но очерёдность, в которой они расположены – это цитата речи Иосифа Сталина на параде 7 ноября 1941 года в Москве.
Юрий Егоров:
- Это цитата из известной речи Сталина на параде 7 ноября 1941 года, где он говорил, что "будьте достойны памяти таких наших полководцев, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин с Пожарским, Суворов, Кутузов. Правда, потом оказалось, что станция слишком большая, а полководцев он назвал не так много. Поэтому в какой-то момент пришлось их начать сначала. То есть после Суворова с Кутузовым у нас опять идёт Александр Невский.
Более известная цитата этой речи вождя находится на "Комсомольской" кольцевой линии. Там те же полководцы в том же порядке изображены на мозаичных панно на своде станции.
И там же есть два изображения Иисуса Христа. Да, именно! Сталинская станция, 52-го года, с цитатой речи вождя в оформлении. Лики изображены на знамёнах.
А вот на Киевской-радиальной во времена борьбы с культом личности даже замазывали буквы на изображении паровоза.
Юрий Егоров:
- Речь о каком-то из столичных вокзалов. Мы видим, как машинист то ли прощается, то ли здоровается с начальником станции. И рядом с ним артефакт, который одно время был, потом исчез, потом опять появился уже в наше время. Вот эта надпись на паровозе ИС-20. "ИС" – это Иосиф Сталин (у нас паровозы назывались по именам государственных деятелей), а 20 – это его осевая нагрузка – 20 тонна-сил. В годы борьбы с культом личности это, конечно, было затёрто. И появилось лишь в момент реставрации вот совсем недавно, буквально несколько лет назад.
А сами паровозы, кстати, тоже переименовывались. Они были во многом унифицированы с грузовыми паровозами ФД (Феликс Дзержинский). Но для того чтобы их отличить, к нему приделали буковку "П" – пассажирский. То есть Иосиф Сталин – это пассажирский вариант Феликса Дзержинского. Но здесь, видимо, такое уже рисовать не стали.
А, кстати, единственный сохранившийся паровоз ИС, обозначенный именно как ФД-П, стоит на станции Киев-Пассажирский.
Если перейти на кольцевую линию, то часто можно увидеть группу туристов, разглядывающих панно "Борьба за советскую власть на Украине". Место неудобное – рядом с переходом, все спешат, толкаются. Но тех, кто заметил на изображении бойца с ноутбуком и мобильным телефоном, уже ничем не отвлечь. Разумеется, изображены не современные гаджеты, хоть и очень похоже. За ноутбук принимают корпус переносной рации. А то, что у мужчины в руке – это её микрофон.
Архитекторы нескольких станций московского метро Александр Орлов и Александр Некрасов любят подписывать свои работы, как живописцы полотна. И если на картинах мы точно знаем, где искать подпись художника, то на станциях метро потребуется наблюдательность.
Если вы окажетесь на станциях "Строгино" или "Волоколамская", то можете воспользоваться подсказкой блогера, историка метро Алексея Гончарова:
- Прямо как в компьютерной игре. Идёшь по станции, в нужном месте надо посмотреть наверх на светильник и прочитать фамилию создателя станции.
- Раз уж пошёл такой разговор, открываем все коды. Что это за место?
- Станция "Строгино". Возле где-то последнего или предпоследнего вагона поезда, который следует к станции "Крылатское", подходите к нему, встаёте где-то в середине станции между левым и правым путём, поднимаете голову вверх, и видите прекрасный круглый светильник, где очень красиво смотрится надпись "Орлов. Некрасов". А если пройдёте ещё чуть-чуть вперёд ещё на один вагон и опустите свой взгляд вниз, то возле ваших ног будет световая полоса, которая показывает прибытие поезда и открытие дверей. И на световой полосе тоже один из светильничков подписан "Орлов. Некрасов". На "Волоколамской" тоже светильники, тоже подпись архитекторов. Правда, там добавилась ещё "Сычёва". Тоже спускаетесь по эскалатору, который идёт от входа, который теперь пересадочный на МЦД и сразу поворачиваете голову либо направо либо налево. Там такие большие, похожие на лепестки светильники под потолком.
- То есть эти подписанные светильники – они парные?
- На "Волоколамской" – да.
На станциях метро оставляли свои подписи не только художники и архитекторы, но и сварщики.
Алексей Гончаров:
- Да, станция "Парк Победы". На эскалаторе, на коротком эскалаторе, а не тот, который длинный и даже самый длинный в московском метро. Коротенький – из аванзала на выход, есть такая неприметная надпись – при входе на эскалаторе кто-то электросваркой написал "Ура" и нарисовал звёздочку. Я думаю, это какой-то монтажник, который, собственно, собирал этот эскалатор. И вот в порыве таких чувств, видимо, вдохновлённый станцией и её близостью к Парку Победы написал вот такие радостные слова и изображения.
Кроме радостного "Ура", в московской подземке можно встретить имя "Юра" и полный его вариант "Юрий", написанный тем же почерком – сваркой на металлических настилах перед эскалаторами. Кто этот Юра, увековечивший таким образом своё имя, не знают даже в метрополитене. Фотографии надписи разошлись по интернету. Но вот где именно находится те самые автографы сварщика, не указано ни на одной из них. Так что можно считать это домашним заданием (пасхалкой).
Больше 50 станций метро хранят отпечатки и останки древних моллюсков. Окаменелости помнят динозавров. Кораллы, аммониты, наутилусы и губки. Многие из них хорошо различимы в мраморной облицовке вестибюлей. Если знать, где искать. На "Таганской", например, наутилус притаился прямо в полу около перехода на жёлтую – Калининско-Солнцевскую линию. Почти по соседству на станции "Площадь Ильича" их сразу несколько – в облицовке пилонов. Самый крупный аммонит нужно искать на "Парке Победы" в карнизе одной из колонн. Диаметр раковины этого древнего моллюска больше полуметра. А его собратьев поменьше можно встретить на "Арбатской", "Комсомольской", "Добрынинской", "Краснопресненской-кольцевой" и "Электрозаводской". И это ещё далеко не все древние животные, которых можно увидеть в московском метро. Так за 46 рублей можно попасть в самый большой палеонтологический музей.