Подземка Собаки-проводники в метро: как четвероногие становятся незаменимыми помощниками

28 декабря 2019, 22:00

Персоны

Животных в Московском метрополитене можно перевозить только в специальных контейнерах и переносках. Крупным собакам, которые не вписываются в разрешённые в метро габариты, остаётся только наземный транспорт. На Московском центральном кольце, кстати, правила более мягкие. Здесь разрешают провозить крупных собак в тамбуре поезда, но обязательно с намордником и на поводке. Под землёй хвостатых и четырёхлапых подстерегает множество опасностей. Спуск вниз по лестнице и так непростая задача для многих собак. А когда лестница движется, сложность становится порой запредельной. Лапы или хвост растерявшегося животного могут попасть в гребёнку эскалатора. Приближающийся поезд может напугать сильным шумом, а турникет внезапно захлопнуться перед самым носом, если зазеваешься.

Кроме того, от страха зверь может просто вырваться и убежать, пытаясь найти безопасное укрытие. Случалось, что пассажиры и вовсе забывали своих питомцев. И если бы живность не находилась в специальных контейнерах, всё могло закончиться не так хорошо, рассказывает Заместитель начальника метрополитена по развитию клиентских сервисов и работе с пассажирами Юлия Темникова:

«Около трёх лет назад был случай, когда в вагоне поезда забыли хорька. Его отправили в специальный приют. И ещё был случай – в вагоне оставили насекомых. Они находились в специальной сумке. Но владелец вовремя опомнился, и начал искать их, и забрал их прямо с платформы станции».

Но есть две категории собак, которые гордо передвигаются по подземке на своих четырёх. Это служебные собаки полиции (тут всё понятно, им по званию положено уметь работать в самых непростых условиях). А есть собаки-проводники. Это те, кто сопровождает слабовидящих людей. Когда ты работаешь чьим-то зрением, тут уж нет права на ошибку. С 2014 года Российская школа собак-проводников совместно с метрополитеном начала обучать своих питомцев работе в подземке. Выпускники Школы преодолевают маршрут под землёй спокойнее и увереннее, чем даже некоторые люди. Пройдя такой курс адаптации в метро, они могут спокойно сойти с эскалатора на платформу так, чтобы не угодить лапой в движущиеся части, выбирать безопасное расстояние до края, умеют предупредить своего хозяина о внезапно возникшем препятствии.

Обучение собак-проводников здорово отличается от дрессировки служебных или розыскных. Здесь ряд качеств приходится не развивать, а, наоборот, приглушать, рассказывает заместитель генерального директора Российской школы собак-проводников по собаководству Наталья Сережкина:

«Собаки-проводники, они несколько отличаются от других служб тем, что многие качества, которые ценятся в других службах – охранные качества (проявлять агрессию к людям, каким-то животным), охотничьи какие-то инстинкты, способность обнаруживать запахи – она как раз здесь не нужна. Всё это нам не нужно. Собака должна идти спокойно по маршруту, не обращая внимания ни на посторонние запахи, ни на пробегающих собак и кошек, птичек».

Приглушить в собаке эти абсолютно собачьи качества – не то чтобы простая задача. Для этого в школе собак-проводников содержится штат немного необычных сотрудников. Коты и кошки работают профессиональными раздражителями. Щенков с детства учат не реагировать на их провокации.

Дрессировка собак начинается примерно с десятимесячного возраста. Но воспитывать и прививать хорошие манеры можно практически с рождения.

Проводниками становятся собаки четырёх пород: лабрадор ретривер, голден ретривер, немецкая и восточноевропейская овчарка. Но, как говорит Наталья Сережкина, решающую роль играют не особенности породы, а черты характера. Хотя, например, немецким овчаркам, привыкнуть к новому хозяину бывает сложнее, чем лабрадорам:

«Овчарок чуть-чуть сложнее передавать. Они собачки такие, более привязчивые к человеку, более такие – собака одного хозяина. Лабрадор как раз он вот в силу своей внешности (он такой вот, любит всех вообще людей), он передаётся легче. У него хозяин может стать новым буквально за один-два дня, уже настоящим хозяином. С овчаркой посложнее. А в плане дрессировки тут вот таких критериев нет, что с кем-то сложнее, с кем-то проще».

Первая трудность, с которой животные сталкиваются под землёй – это турникет. Наставники учат своих питомцев воспринимать его просто как узкий проход, а не сложное техническое приспособление. А вот с эскалатором уже труднее – продолжает заместитель генерального директора Российской школы собак-проводников по собаководству Наталья Сережкина:

«Ну, конечно же, в первую очередь, наверное, больший шок у некоторых вызывает сам эскалатор движущийся. Причём пока собакам не покажешь, что он движется, стоящий, допустим, эскалатор, они вроде как и не боятся, воспринимают его как обычную лестницу. Приезжая с недрессированной, совсем необученной собакой, конечно, мы сначала её знакомим со стоящим эскалатором – несколько ступенечек по нему пройти – вверх, вниз, постоять не нём, поразворачиваться в одну сторону, в другую, поиграть там с собакой, чтобы она почувствовала себя там безопасно, расслабилась, успокоилась, если она волнуется, а потом начинаем уже работать на движущемся полотне. И обучаем их через гребёнку или перепрыгивать, или перешагивать. Некоторые собаки, кстати, довольно быстро схватывают, что вот в этом месте, где гребёнка, надо именно перешагнуть. Видимо, в силу своей опасливости – они опасаются, это место страшноватенькое, стараются перешагнуть. В этом плане, собаки, которые совсем не боятся, они, конечно, хуже в том плане, что они не боятся и наступают в любое место».

И в этот момент большая ответственность лежит на хозяине. Именно человек должен почувствовать, что ступени начинают складываться, и вовремя скомандовать своему проводнику. Задача животного – терпеливо ждать, а потом выполнить команду чётко и с первого раза. То есть паре нужно чувствовать и понимать друг друга настолько точно, чтобы действовать как … даже не механизм, как хорошо сыгранный дуэт. Но отвечает за обоих всё-таки человек.

Спустившись на платформу, собака поможет определить безопасное расстояние до края платформы, а по команде «ищи дверь», подведёт ко входу в вагон.

А ещё собаки отлично запоминают путь. Как в навигатор, в них можно загрузить несколько маршрутов, и, выходя из дома, просто назвать пункт назначения:

Например, на работу он едет, да, «Работа». Она идёт по этому маршруту. И после остановки очередной он её командует «вперёд» – она идёт дальше. То есть работа собаки заключается в том, что она передвигается от препятствия к препятствию, такими отрезочками. Её задача – дойти от одного до другого. Всё, до следующего дошла – встала. Он проверил, оценил обстановку, понял, что ему надо делать – поднять ногу, или наклониться, или в узенький проход вписаться. Даёт команду «вперёд» – они идут дальше. И собака опять же идёт по заученному маршруту.

У собак очень хорошая ориентировочная реакция. Они запоминают какие-то детали местности, ещё что-то. Даже если на здании сменится цвет, или ещё что-то, им это ничего не скажет. Есть, тем более, мнение, что собаки наполовину дальтоники. У них, видимо, другие какие-то критерии оценки: обстановка, запахи, может, какие-то внешние признаки объектов.

Выпускники Школы собак-проводников, пройдя квалификационные испытания, попадают к своим хозяевам – инвалидам по зрению. Для этого слабовидящий человек заранее заполняет анкету, в которой указывает подробные данные о себе, включая рост, вес, образ жизни – какими маршрутами передвигается, и каким транспортом чаще пользуется. Это нужно для того, чтобы подобрать идеального компаньона как по характеру, навыкам, так и по комплекции. Затем кандидат приезжает в подмосковную Купавну, где расположена Школа. У пары есть две недели на то, чтобы привыкнуть друг к другу, и обучить уже человека действовать в тандеме с собакой. Хвостатые помощники отправляются во все регионы страны. Так что и в крупных городах, где им придётся сопровождать хозяев в метрополитене, они будут чувствовать себя уверенно.

Те из них, кому по каким-то причинам так и не удалось совладать с особенностями своего характера и программой обучения, не остаются на второй год и не отправляются на пересдачу. Они тоже попадают в добрые руки. Только их хозяином станет не человек с ограниченными возможностями, а просто кто-то любящий и терпеливый, тот, кто нуждается в друге.

Подземка. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация