Подземка Основная задача Единого диспетчерского центра – работа на опережение
Персоны
Представляете себе, как выглядит Центр управления полётами? Огромный зал, где множество сотрудников одновременно выполняют свою работу. Это специалисты самых разных служб. Но их взаимодействие направлено на то, чтобы небольшая точка на гигантском экране – космический корабль чётко держался намеченного курса, а все системы на его борту работали как часы. Вот приблизительно то же самое теперь есть и у Московского метрополитена. Такой зал называется, правда, не ЦУП, а ЦОП – Центр организации перевозок. Он, в свою очередь, входит в Единый диспетчерский центр. Это структура, где собраны все подразделения, которые участвуют в управлении перевозками – от эскалаторщиков до поездных диспетчеров и пресс-службы.
Раньше все эти отделы находились в разных местах, на связь и согласование действий уходило немало времени. Руководство метрополитена решило усовершенствовать рабочий процесс: проанализировали мировой опыт, взяли лучшее, и построили Единый диспетчерский центр – рассказывает начальник ЕДЦ Алмаз Баянов:
«Мы пришли к выводу, что необходимо объединить всех диспетчеров всех служб, отвечающих за работу инфраструктуры метрополитена в одном здании. В одном здании, с одной информационной системой. Такое в мире есть. Например, в Шанхае сейчас открывают новый центр. Они там централизуют всех в одном месте.
«То есть равняемся на лучших?»
«Или они уже равняются даже где-то на нас. Может быть и так. Тот новый центр, который они открывают, и немножко по времени отстают от нас с открытием. И они также использовали мировой опыт, и ездили тоже к нам, и смотрели на то, как это будет реализовано здесь. Может быть и такое. В целом он по организации похож на наш. Они так же завезли туда диспетчеров всех своих линий. Они также сделали один большой зал, в котором собрали старших диспетчеров, сделали место главного дежурного по метрополитену своему. То есть в целом примерно организация – она похожа».
Место главного дежурного – центральное и в прямом, и в переносном смысле. Красное кресло заметно из любого уголка огромного зала. Сегодня его занимает Ольга Кузина. Именно к ней стекается информация о том, что происходит в подземке. Она тот человек, который принимает решение об информировании пассажиров: если, например, становится понятно, что задержка движения существенная, или по сводкам погоды ожидается сильный шторм – в метрополитене прозвучат объявления по громкой связи. Ещё Ольга Кузина отвечает за взаимосвязь с городскими службами. К примеру, если что-то произошло, и необходимо заказать дублирующие маршруты наземного транспорта.
Вокруг её красного кресла – рабочие места оперативных руководителей подразделений, объединённых в ЕДЦ.
«Мы практически тут друг друга слышим. Как что-то где-то случается – сразу. Уже на опережение работаешь. Если ты слышишь, что где-то какой-то шум, всё, уже понятно. Включается связь громкая, мы можем выбрать линию, и уже прослушивать, что там происходит. И уже в зависимости от той или иной ситуации принимаем решение кого вызывать, кому звонить.
Например, я взаимодействую с городом. Вот если происходит падение пассажира на путь, у нас же остановка движения. Соответственно, мы должны и МЧС предупредить, и в ЦОДД мы звоним, в мэрию. Информация сразу руководящему составу идёт. Всё равно работаем все вместе. Мы тут всё слышим. Не тратим время вот на эти звонки – пока трубку возьмёшь, пока наберёшь...»
Этажом ниже располагаются диспетчерские круги, которые координируют движение поездов на линиях. Круг – это объединение диспетчеров четырёх служб: поездной диспетчер, энергодиспетчер, диспетчер эскалаторной службы и диспетчер электромеханической службы, отвечающий за климат на станциях и перегонах.
Поездной диспетчер – тот человек, который решает на линии вообще всё. Все решения по остановке и отправке поезда принимает именно он, и отдаёт команды. А ещё отмечает весь пройденный составом путь в специальной программе.
Компьютер – важнейший член этой команды. Специально для ЕДЦ была создана программа помощи диспетчерам. Она подсказывает, как быстро и корректно решить проблему так, чтобы пассажир ничего не заметил. Сейчас в неё заложено более 100 алгоритмов действий при различных происшествиях. Она так и называется – «Система поддержки принятия решений».
Раньше при возникновении любой нештатной ситуации, обнаруживший неполадку сотрудник докладывал о ней вышестоящему. Дальше информация передавалась от подразделения к подразделению, пока не попадала к дежурному по метрополитену (то самое красное кресло). Затем его решение транслировалось службам, которые должны непосредственно отреагировать на инцидент – также по цепочке. Современная система управления позволяет сократить время реагирования вдвое. Теперь сигнал от дежурного по станции получают сразу все, кто задействован в механизме решения проблемы. Обратиться может и пассажир.
- Если мы стали свидетелями какого-то ЧП, то можем сообщить о нём с помощью колонны экстренной связи. Это такие красно-серые стенды, которые расположены в центре каждой станции. Нажимаем кнопку, нам отвечает оператор ситуационного центра.
- Дождитесь, пожалуйста, ответа.
- Здравствуйте! Оператор информационного центра Татьяна. Говорите, пожалуйста.
Уже через несколько секунд наша информация будет у дежурного по метрополитену, поясняет Ольга Кузина:
«Ну и вот пошла информация мне, я уже по инстанциям – поездному диспетчеру, который сразу там организовывает, службам, которые вызывают ПВС (восстановительные формирования, которые быстро собираются, в течение нескольких минут выезжают, и уже приезжают на место и уже выполняют свои непосредственные действия), путейцы, которые едут с осмотром пути.
Бывает падение на путь. И диспетчер сразу останавливает движение, все поезда уже по станциям стоят, предупреждают этот поезд, чтобы он не въезжал на станцию, или применял экстренное торможение, служба безопасности сразу уже начинает работать.
В основном прыгают за телефонами, роняют же, и прыгают. Ничего не боятся! А тут начинается. Он за телефоном прыгнул, а тут все на ушах стоят. Все службы, весь метрополитен».
Так что ни за телефоном, ни за любой другой вещью прыгать на путь не стоит. И если уж уронили на рельсы что-то действительно ценное, можно обратиться к дежурному по станции. Он поможет решить вашу проблему с соблюдением всех норм безопасности.
Уникальность московского Центра в том, что он не только оперативно реагирует на все возникающие проблемы, но и предупреждает их. «Мы работаем на предотказ», – с гордостью говорят руководители. Информацию в ЕДЦ передают не только сотрудники и пассажиры, но и автоматика. Например, в поезде не закрываются двери. Тут же машинисту на специальный многофункциональный дисплей управления приходит сигнал о том, какой именно блок требует проверки. Если раньше для передачи и обработки всей этой информации требовалось много времени, то теперь работники всех служб узнают о неполадке моментально. Это значит, что задержка в движении поездов будет минимальна. Или другой случай: перед турникетами скопилось много людей – система тут же даёт команду запустить ещё один эскалатор.
Это означает, что основная задача именно в предупреждении возможных неприятностей. Важную для чёткой работы метрополитена. Например, машинисту на многофункциональный дисплей управления приходит сигнал о том, что необходимо проверить какой-то блок. Возможно, по какой-то причине не закрываются двери. Такая ситуация (особенно в час пик) чревата задержкой движения на всей линии. Ведь для передачи, обработки этой информации, устранении неполадки, в случае, если она подтвердится, требуется время. И вот чтобы не допустить остановки в тоннеле составов с пассажирами, команда работникам службы подвижного состава поступает моментально. И они помогут максимально быстро решить проблему.
Причём работают не только с поломками. Например, сотрудники центра могут увидеть, что перед турникетами скопилось много людей, и запустить дополнительный эскалатор.
Этот хорошо отлаженный механизм спасает не только в часы повышенного пассажиропотока. Ведь работа в подземке не прекращается даже ночью – рассказывает заместитель начальника Единого диспетчерского центра – главный диспетчер метрополитена Андрей Жабин:
«Ночью снимается напряжение, проверяют и к 5:15 должно быть уже всё готово к подаче напряжения. В 5:25 напряжение подаётся на контактные рельсы. С учётом того, что линии у нас большие, охватываем даже уже другой регион (имею в виду нашу соседнюю родственную Московскую область), поэтому напряжение стало сниматься (из-за того, что линия больше) всё позже и позже. Времени на осмотр становится несколько меньше, но осматривают всё, прямо вот каждый миллиметр. И бывает, что ближе к утру находят подозрение на какую-то неисправность, которую нужно проверить специальными диагностическими средствами. И поэтому с учётом того, что в ЕДЦ моментально всё передаётся, аварийный и линейный персонал, который находится на линии, оперативно высылается, проверяется, и не допуская задержки подачи напряжения, всё это устраняется. То есть мы работаем на предотказ, а не ждём, когда поедем, и у нас будут какие-то подозрения».
Никаких подозрений не останется уже к концу этого года, когда в Единый диспетчерский центр переедет весь персонал, отвечающий за оперативное управление движением поездов. Одномоментно там будет находиться 200 сотрудников. И Центр сможет уже в полном объёме в самом прямом смысле централизованно управлять одним из крупнейших метрополитенов Европы.
Кажется, если когда-нибудь возникнет необходимость наладить работу метрополитена в космосе, технологически мы к этому уже готовы.