Подземка Московское метро как способ почувствовать себя киногероем

7 марта 2020, 22:20

Персоны

Первым в московскую подземку с кинокамерой спустился режиссёр Георгий Александров. В картине «Цирк», которая вышла всего через год после открытия метро, есть сцена, снятая на станции «Охотный ряд».

Обычно в кино, в критической ситуации супергерою требуется самый быстрый и современный транспорт, чтобы успеть выполнить сверхважную миссию. В середине 30-х в столице – это, конечно же, метро.

И отважный инженер Скамейкин, спасая ребёнка героини Любови Орловой, спускается в подземку, чтобы скорее привезти темнокожего мальчика к матери. Растерявшись, он пытается подняться по эскалатору, который едет вверх, но в итоге всё же справляется с самодвижущейся лестницей. Опознать станцию, на которой происходит действие, в данном случае совсем нетрудно – в 35-м году на «Охотном ряду» были характерные напольные светильники, которые попали в кадр.

Но далеко не всегда установить место, где проходили съёмки, бывает просто, рассказывает блогер, историк метро Алексей Гончаров:

«Сначала сужается круг по времени. То есть смотришь, какой год был снят фильм, какие станции уже были. Дальше характерные архитектурные особенности – глубокого заложения, тогда толстые пилоны, мелкого заложения – тоненькие колонны. По каким-то деталям можно понять, это сталинская или хрущёвская станция. И дальше уже такой перебор и рассматривание деталей каждой станции и в итоге можно определить. Но это моё хобби, мне не жалко потратить время, съездить на станцию. Я получаю удовольствие от того, что вот я опознал это место, я молодец».

Режиссёр, который любил метро и любил снимать в метро, наверное, больше всех остальных – Георгий Николаевич Данелия. Возможно, эта любовь наследственная: его отец Николай Дмитриевич был метростроевцем. Фильм «Я шагаю по Москве», пожалуй, первое, что приходит на память, если говорить о метро в кинематографе. Ещё совсем юный Никита Михалков, поющий на эскалаторе.

Песня звучит на станции «Университет» в самом финале фильма. Перед этим герой прощается со своими друзьями, которые уезжают в поездах противоположных направлений. Но внимательный глаз заметит любопытную деталь: с одной стороны над путями висит табличка «ПОСАДКИ НЕТ».

Алексей Гончаров: Хотя наш юный Никита Сергеевич, вернее, его герой посадил только что в поезд, стоящий на платформе, своего друга Володю и отправил его, как следует из сюжета, в аэропорт. На самом деле, съёмка велась, когда ещё «Университет» был конечной станцией и получилось так немного забавно, что он посадил в поезд, следующий в тупик, получается. В конце концов, действительно, спустя год ветка продолжилась, за «Университетом» открылось две станции – «Проспект Вернадского» и «Юго-Западная». И, действительно, с «Юго-Западной» стали ходить автобусы во «Внуково». Так что для зрителей, которые смотрели фильм не сразу после выхода, а через год или через два, уже было всё логично.

«Университет» – похоже, была одной из любимых станций Георгия Николаевича. Она появляется не в одной картине мастера. Спустя 30 лет режиссёр снимает лирическую мелодраму «Настя». И именно на «Университете» разворачивается самая длинная сцена художественного фильма, которая вообще снималась в метрополитене.

По сценарию телевизионное шоу выбирает миллиардного пассажира метро. Девушка приглянулась ведущему, которого играет Юлий Гусман, и он назначает её виновницей торжества. Пышный праздник в её честь организуют как раз на платформе станции «Университет». Но вот вход героини в подземку снимали на «Чистых прудах». Вестибюль легко угадывается по изогнутому коридору и круглым светильникам в стенах. /фрагмент из к/ф «НАСТЯ»/

- А смотри, в сереньком?

- Не очень.

- А может, в зелёном плаще?

- Тоже не очень.

- Очень-не очень, время, господа! Вон та, в курточке. Свет! Перекрывай! Камера!

- Граждане, проход закрыт. Проходим, проходим.

- Итак, компьютер показал нам миллиардного пассажира. Поздравляю вас, вы миллиардная пассажирка! Представьтесь.

- Что?

- Как вас зовут?

- Анастасия.

- Анастасия. Замечательное русское имя! А теперь минута рекламы. Девочка, на макияж, на макияж быстренько.

- Граждане пассажиры! Ну, будьте сознательны! По-хорошему просим!

Во время торжества Настя понимает, что ей в не нужна ни красота, ни слава, о которых так давно мечтала. И она убегает с этого праздника в слезах – по тому самому эскалатору, где 30 лет назад герой Михалкова пел песню о Москве.

Вот только в фильме станция называется иначе. Действие происходит в 1992 году. И Георгий Николаевич Данелия, иронизируя над происходящем в «эпоху перемен» называет станцию «Махно».

Алексей Гончаров: Эпоха такая непростая – массовое обнищание, политические кризисы, расстрел Белого дома. Эпоха массовых переименований. Переименовывались улицы, переименовывались станции метро, переименовывались даже целые города. Происходила смена ценностей. Происходила в том числе и в названиях. Нестор Махно – один из основных противников советской власти. И вот такая шутка Данелия, что вот теперь в честь него, наоборот, станцию метро назвали. Фильм такой очень интересный, там очень много сарказма что ли по поводу происходящих событий и по поводу непростой ситуации в 90-е годы.

В кино часто случается, что станции называют не своими именами. В оскароносном фильме «Москва слезам не верит», режиссёр Владимир Меньшов воспользовался непростой историей с многочисленными переименованиями станции «Охотный ряд». В момент открытия она именно так и называлась. Но потом получила название «имени Кагановича». Когда вышло постановление о том, что объекты, улицы и города не могут носить имена ныне живущих деятелей, станция снова стала «Охотным рядом». В 1961 году название снова меняют – на «Проспект Маркса». Именно в этот период проходят съёмки фильма. Но когда героиня Ирины Муравьевой знакомится со своим будущим мужем в вагоне метро, за ее спиной мы отчётливо можем прочитать на путевой стене надпись крупными буквами – «ОХОТНЫЙ РЯД».

/фрагмент из к/ф «Москва слезам не верит»/

- А что вы читаете?

- Книжку

- Интересно?

- Очень!

- А как называется? «Три товарища». Не читал.

- Странно. Сейчас вся Москва читает.

- Но ведь это Москва

Алексей Гончаров: И цвет другой, и форма стены другая, и надпись другая – всё другое кроме текста. Возникает вопрос – зачем?

Дело в том, что во время выхода фильма на экраны станции «Охотный ряд» вообще не было. В то время существовала станция «Проспект Маркса». Но первые зрители картины, они помнили, что, действительно, станция когда-то называлась «Охотным рядом» во времена их молодости, возможно. И таким образом, это название их цепляло и возвращало мысленно на 20 или 30 лет в 50-е годы. То есть в те самые годы, когда и происходит действие фильма. И чтобы повесить вот эту надпись «Охотный ряд», режиссёр не стал далеко ездить, на «Проспект Маркса» он не поехал и снимал там же, где, собственно, Ирина Муравьёва входила на станцию метро – «Новослободскую». Там же повесили и эту хитрую надпись. Можем даже точно сказать, что она висит возле первого вагона, который едет в сторону «Проспекта Мира». Там есть характерные рисунки на мраморе. Кто там стоит и ждёт поезда, может обратить внимание. Именно там висела эта надпись и там снималось знакомство.

Московское метро не раз становилось декорациями и для зарубежного кинематографа. Итальянская актриса и певица Софи Лорен приезжала в Россию в конце 60-х для съёмок в российско-итальянской картине «Подсолнухи». Её героиня ищет своего мужа на самой настоящей станции «Ленинские горы».

А для американского фильма «Песнь о России» московское метро построили в павильоне. Кино вышло в 1944 году. В годы войны в Москве было не до «важнейшего искусства». Хотя метро продолжало работать, и даже активно строиться. Станции глубокого заложения использовались как бомбоубежище. Как раз такой момент и запечатлён в «Песни о России». Известный дирижёр приезжает с гастролями в Россию, где, как водится, встречает свою любовь. Во время концерта в Москве звучит сигнал воздушной тревоги, и героям приходится укрываться от налёта на станции «Площадь Революции». Не самая простая для воссоздания станция была выбрана, видимо, потому, что узнаваема и лучше многих других передает атмосферу советского метрополитена в военное время. Знаменитые скульптуры, конечно, выглядят довольно приблизительно. Но советский зритель простил создателям неточности уже за уважительное и тёплое изображение русской действительности. Позже в США за такое изображение картину обвинили в советской пропаганде. В условиях холодной войны Союз нужно была представлять исключительно обителью зла.

Кстати, полвека спустя, Московское метро появится в одном из эпизодов фильма с этим названием. На неиспользуемой канадской станции Lower Bay выстроили декорации станции «Арбатская» Филёвской линии для съёмок 5 эпизода «Возмездие». Мила Йовович, исполнившая главную роль, во время съёмок ведёт запись для своего видеоблога. Она-то знает, как выглядит настоящая «Арбатская»:

Мила Йовович: Здравствуйте, весь мир, моя любимая Россия! Мы сегодня в Арбатской станции… не очень в Арбатской станции…

Surely our everything looks so exactly like Russia. Except we don`t have to travel 17 hours to get there? and stay here in Toronto. That one of the most spectacular train stations in the world. Выход в город. Exit to the city there we go, but will we make it exit.

(Наверняка у нас всё выглядит именно так, как в России. За исключением того, что нам не нужно ехать 17 часов, чтобы добраться туда, мы остаёмся здесь, в Торонто. Это одна из самых впечатляющих станций метро в мире. Выход в город. Мы идём к выходу, но мы не сможем выйти в Москве.)

А случалось и наоборот, что и объекты метрополитена или даже метростроя играли в кино роль совершенно других сооружений. Георгий Данелия, как мы знаем, очень любил метро. И даже когда в действие фильма разворачивается на другой планете, находит в подземке подходящую локацию. Тоннель у ещё строящейся тогда станции «Поляка» стал торговым центром на планете Плюк галактики Кин-дза-дза, куда герои направились за гравицапой.

Алексей Гончаров: Там хорошо видны тюбинги, которыми облицовывают стенки тоннелей, вагонетки, которыми вывозят породу, временные рельсы. Те, кто видел фотографии с метростроя, думаю, легко опознают, что это действительно снято в метро. Это был 1986 год. И как раз в это время завершалось строительство станции метро «Полянка».

Когда съёмки ведутся на строящихся станциях, тут уже сложнее определять, где они происходили. Потому что всё, что видно в кадре, потом оказывается задекорированным.

Строящиеся станции метро – это не только инопланетные сооружения. Это ещё и всякие заброшенные бункеры, тайные убежища и везде, где нужна такая индустриальная картинка, хорошо снимается в метро. В фильме «Бархатная революция. Мужской сезон» строящаяся станция «Сретенский бульвар» у нас сыграла роль заброшенного бункера, в котором поселилась нарколаборатория. Там, действительно, специфический способ крепления тюбингов и проёмов между колоннами позволили определить, что это именно «Сретенский бульвар». Эти станции – «Трубная», «Сретенский бульвар» и «Достоевская» они были готовы на самом деле еще в 90-х годах, но долгое время оставались недоделанными, долгое время они простаивали, поэтому хорошо пригодились для съемок фильма.

Когда кино снимают на уже готовых станциях (то есть объектах метрополитена, а не метростроя), это происходит в основном ночью. Единственная станция, которая позволяла съемочным группам работать в подземке днем – это «Партизанская». Она была построена трехпутной – с учётом большого количества пассажиров, которые возвращались бы после матчей на самом большом стадионе Союза (проектное название – «Стадион имени Сталина»). Но гигантский спортивный объект рядом так и не был построен, а запасной путь послужил для нужд искусства. Станцию можно узнать на экране в фильмах «Ансамбль неудачников», «Письма в прошлую жизнь», «Про любовь». Сегодня, после открытия участка Большой Кольцевой линии, все пути на станции рабочие.

Несмотря на всю сложность и затратность съёмок в метро, кинематографисты продолжают спускаться под землю с камерами. Есть здесь какая-то необъяснимая романтика. И потому пассажиры, каждый раз заходя в метро, тоже немного чувствуют себя киногероями.

Подземка. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация