Подземка Казанский метрополитен: мечты сбываются

8 февраля 2020, 16:48

Персоны

Мечты сбываются. Рано или поздно. Казань мечтала о метрополитене долгие годы. В советский период чтобы построить подземку, нужно было стать городом-миллионником. И вот, казалось, дождались: 30 октября 1979 года в Казани родился миллионный житель. Но в действительности работы по строительству метрополитена начались в 1997 году, а первый участок (от станции «Кремлёвская» до станции «Горки») поехал 27 августа 2005 года. Существовало негласное правило, что прежде всего метрополитеном необходимо обеспечить столицы союзных Республик или очень крупные города РСФСР.

Историк, кандидат педагогических наук Марат Сафаров:

«Казань ни туда ни сюда не входила. Она была центром автономной Республики в составе РСФСР, поэтому речь такая, вроде как, теоретически зашла о строительстве метрополитена, но в реальности дело дошло только в середине 90-х годов».

Надо сказать, что в 1995 году был такой обнародован первый список – перечень городов российских уже, в которых предполагалось строительство метрополитена. И Казань опять как-то вот проскочила, не вошла. Но тем не менее уже через год всё-таки она вошла в этот список. Тем не менее строительство происходило очень долго, ни шатко ни валко. В 1997 году оно началось. По большому счёту всё ускорилось к дате. Как это часто бывает, когда дата, большое мероприятие, которое предполагает приезд людей, туристов, нагрузку транспортную. Также предполагает одновременно и строительство транспортной инфраструктуры. Такой датой стало тысячелетие Казани. «Миллениум», как его иногда называли, должен был быть отмечен в 2005 году. И действительно, уже в конце августа 2005 года в Казани появилось метро.

Приезжали не просто гости, а гости самые высокие. Первыми пассажирами казанской подземки стали Камиль Исхаков, Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин.

Главные достопримечательности Казани (Кремль, мечеть Кул-Шариф и Богоявленский собор) находятся в пешей доступности друг от друга. Так что у туристов часто не возникает необходимости спускаться в подземку. Но Казанский метрополитен – сам по себе достопримечательность, которую необходимо посетить для полноценного знакомства с городом. Здесь каждая станция – самостоятельное произведение искусства, продолжает Марат Сафаров:

«Надо сказать сразу нашим радиослушателям, что их вообще всего 11. Это линия одна, она не пересекается пока ни с какими другими. Хотя есть проекты развития, но пока 11 станций. Такая самая новая была открыта в 2018 году – «Дубравная» станция. Так вот некоторые станции – они могут поспорить если не с московским метро (с московским метро, вообще, мне кажется, спорить и соревноваться некому в мире), то со многими станциями метрополитена, скажем, европейских городов».

С Московским метро сравнивать, конечно, нельзя. Но очень хочется.

Ведь в Казани есть даже свои «Воробьёвы горы». Станция «Аметьево» – единственная надземная, и находится на метромосту. Правда, не над рекой, как в Москве, а над оврагом. И мост этот тоже двухъярусный. Если в столице над путями метрополитена проходит автомобильная магистраль, то здесь – крытая пешеходная галерея. «Аметьево» – это как бы ворота в новые районы города. Поэтому она получила оформление в стиле хай-тек, в отличие от других станций.

Вообще, уж если и сравнивать казанскую и московскую подземки, то можно отметить любопытную вещь: в столице оформление подземных залов – это всегда стилизация. Элементы декора только намекают на тематику, которой посвящена станция. А интерьеры вестибюлей казанского метро больше напоминают полноразмерные декорации. Например, спустившись на «Авиастроительной», вы как будто попадаете в салон гигантского самолёта. На «Дубравной» с помощью оригинальных светильников и элементов оформления воссоздана самая настоящая дубовая роща.

Есть даже такая легенда, что станция «Яшьлек» изначально должна была называться «Декабристов». Но, учитывая традицию оформлять вестибюли в полном соответствии с исторической действительностью, подсчитали, прослезились и решили пойти более простым путём.

Некоторые станции – настоящие восточные дворцы, через которые почему-то ходят поезда.

Марат Сафаров: «Если вы окажетесь на Площади Габдуллы Тукая, то она посвящена, конечно, творчеству национального поэта татарского. И, собственно, те восточные миниатюры, которые размещены на этой платформе, они отсылают к его произведениям. И выполнены именно в традициях, хотя работали татарские мастера, но я бы это отнёс к традиции персидской миниатюры. Это и, собственно, изображение самого Тукая, и его произведений знаменитых. Ведь прожил поэт 26 полных, чуть не дожил до 27 лет. Прежде всего, Тукай, конечно, такой революционер языка, народного языка, прежде всего. И вот это его творчество, как «говорящие стихи» что ли, оно на этой станции метро фактически отсылает к его знаменитым произведениям и напоминает о них».

Казанское метро говорит сразу на трёх языках – татарском, русском и английском. Кстати, это единственная в России трёхъязычная навигация в подземке. Только названия «Горки» и «Яшьлек» не переводят на татарский и русский язык, соответственно. Кроме того, автоинформатор как гостеприимный хозяин подсказывает, какие городские достопримечательности можно увидеть, выйдя на той или иной станции.

«Кремлёвская. Выйдя на этой станции, вы можете пройти на территорию Казанского Кремля».

Доехав до «Кремлёвской», оказываемся внутри городской крепости. Путевые стены задекорированы под кремлёвскую стену. По центру платформы – нарядные башенки с цветными витражами. А ещё на этой подземной станции есть дневное освещение. Над эскалаторными маршами в потолке расположены световые окна.

Вторая подземная станция с дневным светом находится тоже в Казани – это «Северный вокзал». Их объединяет и то, что обе они находятся рядом с вокзалами. И их подземное сообщение нередко выручает невнимательных путешественников:

Марат Сафаров: «Дело в том, что очень многие пассажиры, которые приезжают в Казань, знают только об одном вокзале – историческом, располагающемся в центре города. И иногда, как это часто бывает, в билетах мы не смотрим, откуда отправление. «Ну в Казани есть один вокзал», нет! В Казани есть уже два вокзала. И многие поезда отправляются с другого, который называется «Казань-2». И я помню такие (ну со мной, слава богу, таких случаев не происходило, но с моими знакомыми было), когда им в режиме 20-30 минут удавалось с одного вокзала на другой дислоцироваться. Теперь появилась новая станция. Она есть, называется «Северный вокзал». И если вы в центре города оказались, но вам нужно туда, то метро, конечно, наиболее удобно.

Екатерина Косинец: «Сколько это займёт времени?»

Марат Сафаров: «Это займёт буквально, я думаю, что 10-15 минут максимум. На такси гораздо сложнее».

Это как раз тот случай, когда Казанское метро выигрывает в конкуренции с наземными видами транспорта. Хотя всё же чаще автобусом или трамваем добраться бывает удобнее. Например, такой парадокс случился в 2013 году: после открытия сразу трёх станций пассажиропоток в метро упал – сказался скачок развития наземного транспорта.

Правда, как и в любой конкуренции, не все методы честные. В 2005-м появился миф о том, что казанское метро самое дорогое в мире. Как позже выяснилось, автором этой выдумки был владелец маршруток. На самом деле, стоимость одной поездки в метро – 30 рублей. Столько стоит жетон. Да, в Казани они до сих пор в ходу. Хотя магнитные карты тоже используются, но привычный пластиковый кругляшок остаётся самым популярным способом оплаты. И, надо сказать, он не совсем обычный. В других метрополитенах это работает так: в турникете есть лампочка и фотоэлемент. Опущенный в механизм жетон просвечивают лучом. И в зависимости от спектра, который он пропускает, турникет понимает, стоит ли открывать проход, или это фишка другой системы, а может, и вовсе какой-нибудь посторонний предмет. У казанского жетона внутри чип. И он запрограммирован только на день продажи. То есть купить горстку, и увезти с собой домой, чтобы использовать при следующем визите в город, не получится.

Есть ещё распространённая шутка о том, что казанское метро самое «метровое» метро в мире. Это такой намёк на его небольшую протяжённость. На самом деле нет. Сегодня в мире насчитывается 17 подземок, которые короче 7 км. Одно время оно спорило с Екатеринбургом и Самарой, но теперь уверенно вышло вперёд. И в планах – расширение сети. Только пока не определились, куда именно расширять. Конфликт интересов горожан и геологии. Казанские почвы позволяют без особенных трудностей построить кольцевую линию, а жители мечтают о радиусах. Проекты рассматриваются и те и другие. И не исключено, что когда-нибудь, радиусы всё-таки построят. Ведь мечты сбываются. Рано или поздно.

Подземка. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация