Бессмертные песни Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать
Здравствуйте, меня зовут Наталья Васильевна Бенедык, и я хочу рассказать о своём отце — Василии Демидовиче Бенедык, участнике Великой Отечественной войны. Родился отец в селе Мощёнка под Черниговом в 1923 году. По статистике из 100 мужчин этого года рождения только три человека возвращались с войны. В число этих счастливчиков попал и мой отец. Пройдя войну автоматчиком до самого её конца, который встретил в Кёнигсберге, он служил ещё в Германии в городе Альтенбург, но уже в артиллерии, и демобилизовался в 1947 году.
Когда мне бывает трудно в жизни, я слышу голос отца: «Прорвёмся!» — так он говорил. Никогда не унывал! В 1943 году ему довелось в двадцатиградусный мороз, когда они с товарищем тащили языка, провалиться под лёд, искупаться в валенках и ватной одежде, держа при этом автоматы над головой, чтобы не замочить оружие. Они смогли сами выбраться и притащить по льду этого злополучного языка. Одежда замёрзла колом, шуметь было нельзя — вокруг немецкие ракетницы. Отец сказал мне: «Ничего, не заболел».
Уже подходили к роте. Темно, хоть глаз выколи. И вдруг взрыв! Меня подбросило вверх, висящий на груди автомат ударил в подбородок. Упал лицом вниз. В сознании мысль: оторвало ноги, левую по пояс, правую по колено. Всё щемит. Подумал, зачем жить без ног?
— Павлик, пристрели меня, мне ноги оторвало.
Он встал на колени, общупал всего и кричит в ухо:
— Бенедык, твои ноги целы, только штаны нет.
Думаю, слава Богу, значит мне показалось. Стал вставать. Поднялся на колени и упал.
— Тебя контузило, — сказал Павлик. Забрал и мой автомат. — Я сейчас с хлопцами приду, тебя заберём.
И ушёл. Я полежал, думаю, как получилось, что я не слыхал, как мина подлетела? Обычно мина летит — харчит, по звуку чувствуешь, где она разорвется. А тут не слыхал!
Здравствуйте, я Дмитрий Калтаков из города Ростова-на-Дону, рождённый 19 января 1995 года. Хочу рассказать вам про своего деда — Катаргина Алексея Егоровича, который также родился 19 января, но 1919 года в Орловской области и который принимал участие в Великой Отечественной войне от самого начала и до её конца.
За весь период Великой Отечественной войны Алексей Егорович участвовал во многих сражениях, в том числе — в обороне Кавказа и Севастополя. В последнем, занимая оборону на линейном корабле, был контужен и отправлен в военный госпиталь. Однако по выздоровлении вновь вернулся к сражениям. При этом Алексей Егорович Катаргин участвовал не только в героической обороне Севастополя и Кавказа, за что имеет соответствующее медали, но и, обороняя базу Черноморского флота от авиации противника, в боях за города Николаев и Херсон, он показал образец отваги и героизма.
19 августа 1941 года вместе с красноармейцами Алексей Егорович Катаргин прикрывал переправу через Днепр у города Херсон, переправился через Днепр вплавь под ураганным артиллерийским и пулеметным огнем противника и обнаружил на другом берегу раненых — помощника командира и младшего сержанта. Оказал им первую помощь и решил доставить на санитарный пункт. Ночью он переправился на правый берег Днепра, занятый немцами, и, найдя шлюпку, переправился обратно, забрав раненых. Идя вдоль берега к Цюрупинску, он подобрал по пути ещё шесть краснофлотцев и благополучно доставил всех на санитарный пункт. Таким образом, он своей находчивостью и отвагой спас жизни двух командиров и шестерых бойцов.
Меня зовут Светлана Васильевна Степанова, я из Санкт-Петербурга.Мне бабушка рассказывала – папа мой был на фронте, после боя в деревне в одной остановились отдохнуть. Немцы окружили деревню и всех согнали в сарай. Как всегда, облили бензином и подожгли всех жителей и военных. И папа мой там был. Бабушке снится сон — горит сарай и Васенька мечется в сарае. Она — на колени, молиться Николаю Чудотворцу, Господу и Царице Небесной. И что вы думаете? Все сгорели, он отодрал доску, сам сбежал и мужика ещё с собой прихватил. Они же оба вернулись с фронта. А той деревни больше нет — там теперь лес глухой.
И мне хотелось поделиться с вами интересной историей о заведующей детского сада, находившегося на территории комбината Тельмана — Ольга Григорьевна Янушевская. Она во время войны спасла сто человек детей! Ей помогали воспитатели и нянечки: они ходили по дворам и собирали детей, которые остались без родителей. По улицам, по квартирам ходили и приводили в детский сад. У них в детском саду был свой огород, была коза, и дети каждый день пили молоко. И когда эвакуировался госпиталь с Народной улицы, они отдали свою корову Ольге Григорьевне в детский сад. Она кормила детей молоком, и дети были сыты. Ещё Ольга высылала своих воспитателей и нянечек на территорию Весёлого посёлка, чтобы собирать овощи — там раньше были огороды, которые оказались заброшены во время войны.
Во время блокады у Ольги Григорьевны скончался муж, а сын на фронт ушёл добровольцем. Она стала перебирать документы, и вдруг увидела похоронку на сына. Она об этом не знала, а муж скрыл. Она очень горевала и горько плакала, а детишки её так жалели, что когда она приходила на работу в детский сад, садилась на стульчик, они садились вокруг Ольги Григорьевны и утешали её:
— Не плачь, мама Оля, не плачь…