Бессмертные песни Созвездие Крым – Евпатория

14 апреля 2021, 11:21

Итак, мы отправляемся в космическую столицу Крыма – в солнечную Евпаторию вместе с подполковником запаса Космических войск Андреем Станкевичем:

подполковник запаса космических войск Андрей Станкевич

Евпатория это не только красивые и широкие бескрайние пляжи, тёплое ласковое море, детские лагеря. Евпатория также является космической столицей Крыма, потому что в Евпатории расположен один из самых уникальных космических центров, который изначально назывался Центр дальней космической связи.

Евпаторийский центр дальней космической связи

Особая роль в создании Центра дальней космической связи принадлежит Сергею Павловичу Королёву, который не только добился решения о его создании, но и принимал самое активное участие в его строительстве и последующем функционировании, потому что Центр задумывался для управления аппаратами, которые направляются в дальний космос. То есть, прежде всего, для изучения планет Солнечной Системы, самого нашего небесного светила и так далее. Как говорят старожилы, Евпатория была выбрана, потому что именно в этом месте у посёлка Витино наблюдается больше 250 солнечных дней в году, что позволяло работать оптическим средствам наблюдения за космосом.

рабочий стол С.П.Королева

Строительство комплекса началось с трёх антенн, которые располагались на двух площадках — это антенны радиотехнического комплекса «Плутон», которые предназначались для управления космическими аппаратами межпланетной космической станции «Венера-1». Уникальность этих антенн в том, что строились они в 1960 году, когда после самой страшной и разрушительной войны в истории человечества прошло всего лишь 15 лет, и на помощь пришла смекалка советского и российского человека. За короткий промежуток времени учёные смогли разработать и воплотить в жизнь уникальную конструкцию антенного комплекса «Плутон». Для поворотного устройства движения антенны по азимуту был взять главный орудийный калибр со списываемого линкора «Севастополь» времён Великой Отечественной войны, ферма железнодорожного моста, на которую было наварено то, что осталось от подводной лодки, на корпус которой уже монтировались восемь параболических антенн. Там за 9 месяцев были построены три уникальных антенны, которые долгое время, с 1960 до 2001 года, работали на благо космической отрасли.

антенный комплекс "Плутон"

Впоследствии Центр дальней космической связи разросся. Когда мощностей радиотехнического комплекса «Плутон» стало не хватать — а дальность его действия составляет порядка трёхсот миллионов километров, — в начале 1970-х годов было принято решение о строительстве большой антенны, которая смогла бы работать на более дальних расстояниях. Так в 1973 году был заложен радиотелескоп РТ-70, и так образовалась площадка №3. Данный телескоп строили пять лет, в 1978 году после его постройки состоялось его «боевое крещение»: проводилось управление космическим аппаратом «Венера-12», который выполнял целый спектр сложнейших научных задач. Он передавал информацию о состоянии атмосферы Венеры, ему удалось сесть на поверхность планеты и передать полезную научную информацию на Землю. Уникальность этого телескопа состоит не только в его геометрических размерах (хотя высота его антенны составляет 86 метров, и спустя 40 лет после его строительства это сооружение является самым большим на крымской земле), но и в других его характеристиках. Дальность его действия — пять миллиардов километров. То есть радиотелескоп РТ-70 может спокойно управлять даже космическими аппаратами, находящимися на границах Солнечной системы. Инструмент актуальный до сих пор, и научное сообщество, и Академия наук, и Роскосмос очень заинтересовано в его использовании.

Ближайшие запланированные работы — это управление космическим аппаратом «Луна-25», который будет запущен в рамках нашей новой лунной программы для исследования Луны.

РТ-70

Музей Космического Центра был создан в 2001 году. Дело в том, что часть сама по себе является историческим местом и непосредственно связана с подвигами и достижениями нашего Отечества в области покорения космоса. Поэтому естественно, что каждый экспонат, который работал по нашим космическим программам, уже несёт в себе историческую нагрузку. Поэтому в музее есть много техники, есть аппараты, которые побывали в космосе — это, как правило, спускаемые пилотируемые аппараты. Из одного из таких аппаратов мы сделали небольшую фотозону, где наши гости с удовольствием фотографируются.

кабина спускаемого космического аппарата

Также есть экспонаты, связанные с пребыванием Юрия Алексеевича Гагарина в нашей части, поскольку он долгое время работал там в группе управления, потому что до 1975 года центр управления пилотируемыми полётами находился именно в Евпатории. Поэтому все космонавты, которые побывали в космосе, приезжали в Евпаторию и работали здесь в группе управления пилотируемыми космическими полётами. Потом, когда под Москвой был построен Центр управления полётом, в Евпатории до развала Советского Союза находился запасной командный пункт.

Юрий Алексеевич Гагарин к Крыму относился очень тепло, любя… По нашим данным, свой последний День Рождения 9 марта 1968 года он тоже отмечал в Евпатории, потому что в Книге записи почётных гостей, которая тоже находится в части, 5 марта 1968 года Юрий Алексеевич оставил свой автограф. И буквально через две с половиной недели он погиб в результате трагедии…

личный автограф Юрия Гагарина

Лётчики-космонавты нас с удовольствием посещают. Среди них были и выходцы из Крыма, Антон Шкаплеров и Василий Циблиев, от которых в Книге почётных гостей тоже есть записи и фотографии с личным составом части.
А песня «Земля в иллюминаторе» -кстати, она официально стала гимном российской космонавтики

.

Юрий Гагарин с морскими летчиками Северного флота

Вы знаете, что первый космонавт планеты был лётчиком морской авиации Северного флота?

Ю.А.Гагарин с сослуживцами в Североморске

На космической скорости мы возвращаемся с севера на юг и продолжаем изучать созвездие Крым вместе с космонавтом-испытателем Центра подготовки космонавтов имени Юрия Алексеевича Гагарина, который служил в Крыму самый тяжёлый для российской космонавтики в период. 5 апреля 1991 года он стал космонавтом-испытателем, а в феврале 1992 года, отказавшись принимать украинскую присягу, был отстранён от должности, снят с лётной работы и выведен за штат. Это Герой России, полковник военно-воздушных сил Валерий Токарев, с 2013 года возглавлявший Звёздный городок в Московской области и освоивший более 50 типов самолетов, вертолетов и летательных аппаратов, среди которых в том числе и сложнейшая палубная авиация.

Герой России, космонавт-испытатель полковник ВВС России Валерий Токарев

Юрий Алексеевич действительно был морским лётчиком. Он получил назначение в Североморск, но он, конечно, недолго летал на севере, потому что в звании старшего лейтенанта он уже был отобран в кандидаты в космонавты. По сложности полеты над морем, конечно, всегда сложнее, нежели над сушей. И, естественно, опасней – тут лететь на предельно малых высотах значит лететь без ориентира. Конечно, на предельно малых высотах надо быть очень внимательным везде, но над морем в особенности. Во время ночных полётов над морем вне облаков могут быть видны звёзды внизу и звёзды вверху — это тоже потеря пространственной ориентировки. То есть лётчик не то что на пределе, но всё-таки должен быть очень внимателен.

К морской авиации относится не только палубная авиация. Палубная авиация — это очень небольшая часть. Но элитная, ведь сама посадка на палубу достаточно сложна. Это везде, во всём мире так, это и психологически более сложно, ведь размеры палубы корабля ограничены. Радиотехнические средства современного самолета позволяют очень надежно вернуться на свой корабль, но весь вопрос в том, что человеку — он же живой человек, — сложно садится на ограниченную площадку, особенно при не очень хороших погодных условиях. Надо зацепиться за четыре троса на коротком участке. Если на земле неудачная посадка к гибели не приведёт, то здесь ошибка может стоить жизни. Уход на второй круг в нормальных условиях, на сухопутье, это нормальное явление. Здесь уход на второй круг тоже нормальное явление, но если ты должен был зацепиться и случился порыв троса, у тебя обязательно должен быть набор скорости, соответствующий эволютивной, чтобы уйти с обреза корабля, не провалившись.

посадка на палубу авианосца "Адмирал Флота Н.Г.Кузнецов"

Уж раз мы говорим об авиации, то с Крымом связан эпохальный период в моей жизни. С 29 и почти до 40 лет я служил в палубной авиации. Это была передовая и контролируемая на уровне ЦK КПСС работа. В то время нам разрешалось летать каждый день. Иногда в день по шесть посадок делали — столько зацепов, и это не считая тренировочных полетов, нельзя делать по здоровью. Американцы своих пилотов не зря ограничивали: на самом деле, на сетчатку глаза и на шейные позвонки оказывается достаточно большая нагрузка во время торможения при зацепе за гак. Надо лимитировать количество зацепов и в день, и в неделю, чтобы организм успевал восстановиться.

взлёт палубной авиации

Сколько русских костей лежит здесь, в этой земле! Наши предки защищали территорию Крыма, а потом всё это было отдано Украине. Ведь этот период времени как раз через мою жизнь прошёл. Я летаю на Су-27 в Жуковском, идут испытания и тут мне звонят:
— Ты присягу принимаешь?
Я спрашиваю:
— Какую присягу?
— Мы присягаем Украине.
Я, естественно, литературно выражаясь, говорю:
— Охренел что ли?!
И тут начинается:
— Мы тебя иначе снимаем с должности, собрание так решило!
Какое собрание? Я знал авиационный полк, командиры которого выставили охрану по периметру и отказались от присяги. А другие за лампасами побежали или ещё за каким меркантильным интересом.

Там, где командир был на месте, где он был верен присяге, никто никуда не делся, а там, где были предатели, те части и сдали. Все испытательные комплексы, наша «Нитка» — тренажёр палубной авиации около города Саки; целый комплекс под Симферополем, оборудованный радио-техническими средствами, специально обученные люди — всё это с барского плеча отходит другому государству. Вот это всё надо знать в 60-летие полёта Гагарина, надо об этом больше говорить, называя всех своими именами.

Исторически как-то сложилось, что когда вышел фильм «Белое солнце пустыни», то одной из задач, которую должны были выполнять космонавты в космосе были съёмки. Съёмки не только панорам, но и репортажей изнутри корабля тебе надо делать самому. Ты сам настраиваешь камеру, сам делаешь наезд-отъезд, сюжет, формат … У нас эти занятия есть и были с предшествующими поколениями. Так вот, это и зародилось тогда. Этот фильм — это классика операторского искусства. Песня «Ваше благородие», которую исполняют в этом фильме, вместе с самим фильмом стала визитной карточкой космонавтов. И каждый экипаж перед стартом просматривает этот фильм. Не обязательно петь — хочешь пой, хочешь не пой, но в душе ты всё время её напеваешь. Кстати, песня очень хорошая и исполнение её шикарное!

Герой России, летчик-космонавт Валерий Токарев

Бессмертные песни. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация