Картинка

Бессмертные песни На подвиг Отчизна зовёт

9 июля 2021, 11:30

Я капитан 1-го ранга в отставке Пахомов Иван Иванович, житель Санкт-Петербурга. Я родился в Севастополе в 1949 году, в семье флагманского артиллериста штаба Черноморского флота капитана 2-го ранга Пахомова Ивана Ивановича.

После Нахимовского училища учился на штурманском факультете в Высшем военно-морском училище имени Фрунзе в Ленинграде. И в 1972 году лейтенантом по распределению попал на Северный флот.

В Нахимовском и в Училище Фрунзе мне повезло, и я был частником парадов на Красной площади и на Дворцовой площади. На Красной площади я был участником Парада в честь двадцатилетия Победы в 1965 году. Ликование просто было! Фронтовой друг моего отца, известный фотокорреспондент Евгений Ананьевич Халдей в то время имел, как патриарх фотокорреспондентов, своё место перед мавзолеем во время Парада. И он сфотографировал меня. У меня великолепная память осталась —я иду в первой шеренге батальона Нахимовского училища перед самым мавзолеем! Наверное, мне повезло и в том, что я был участником самого последнего Парада Победы в Советском Союзе на Красной площади в качестве заместителя командира Морского парадного полка.

Мой отец, Пахомов Иван Иванович, родился в крестьянской семье в селе Порецкое в Чувашии. Его отец погиб в гражданскую войну. Они с братом поймали очень большого сома, продали его, и на эти деньги мой отец поехал в город Горький работать и учиться. Стал токарем на заводе «Гудок Октября». Поступил в Промышленный институт на первый курс, но тут проходил набор, и его по комсомольской путёвке отправили в военное училище. Он попал в Севастопольское военно-морское артиллерийское училище береговой обороны. Тогда, во второй половине тридцатых, флот интенсивно строился, кораблям нужны были артиллеристы. Поэтому набрали специальный класс из береговиков-артиллеристов. Туда попал мой отец. Он проучился ещё год и был выпущен лейтенантом, командиром артиллерийского крейсера — эсминца Черноморского флота «Незаможник». Через полтора года его послали на учёбу в Ленинград на курсы комсостава. После завершения обучения назначили командиром дивизиона на строящийся крейсер «Молотов». В начале Иван Иванович был командиром дивизиона зенитной артиллерии, а потом командиром дивизиона главного калибра.

10 июня 1941 года крейсер был достроен и введён в эксплуатацию. Никакого курса боевой подготовки пройти не удалось — сразу началась война. Я всегда с гордостью вспоминаю и рассказываю своим внукам о том, что мой отец первым на крейсере был награждён Орденом Красного Знамени за то, что успешно бил фашистов.

В годы войны отец постоянно служил на кораблях — сначала Черноморского флота, в 1944 году, когда война на Черноморье завершалась, его отправили на север, в состав формирующегося экипажа линейного корабля «Архангельск». Это был английский линкор Royal Sovereign, который англичане дали вместо итальянского линкора. Он, конечно, был старенький, но ещё вполне боеспособный. Там мой отец был командиром дивизиона главного калибра. Калибр был самый крупный в составе советского флота – 381 миллиметр. На наших линкорах артиллерия была максимум 305-миллиметровая.

А во время пребывания в Англии отца руководители военно-морского флота заметили, и поэтому в 1948 году капитан 3-го ранга Пахомов, сын крестьянина, солдата, погибшего в гражданку, не имевший никаких связей, был назначен флагманским артиллеристом Черноморского флота. Пока ехал на юг, получил очередное воинское звание, до 1953 года служил на Чёрном море. в 1957 году Иван Иванович был отравлен из Москвы на Новую Землю, где был полтора года начальником полигона.

Здравствуйте, я капитан 1-го ранга Брыль Феликс Васильевич, ветеран Карибского кризиса, ветеран вооружённых сил и военно-морского флота. Родился я ещё до Великой Отечественной войны — 12 апреля 1941 года, в семье морского офицера инженер-механика эсминцев «Гремящий» и «Разъярённый» Северного флота.

Отец, Брыль Василий Дмитриевич, коренной кубанец. Он вообще не собирался быть моряком. Поступил в Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта. Он уже заканчивал его, был на пятом курсе, когда их спецнабором призвали в военно-морской флот и отправили в Ленинградское военно-морское инженерное училище имени Дзержинского, которое готовило инженеров-механиков. Отец попал сразу на третий курс, а 1940 году закончил Дзержинку и был направлен на Северный флот. И он был командиром турбинной группы на знаменитом эсминце «Гремящий». На нём же он начал войну. 22 июня 1941 года по приказу наркома Военно-морского флота Кузнецова Николая Герасимовича они вышли из Полярного и рассредоточились, а в четыре утра полетели фашистские самолёты.

В первый же день войны эсминец «Гремящий» сбил два самолёта. Постольку поскольку война очень быстро воспитывает, через несколько месяцев Василий Дмитриевич уже был назначен командиром БЧ-5, то есть командиром электромеханической боевой части, уже нового эсминца, который достраивался в Молотовске (нынешний Северодвинск). И мы туда прибыли.

Когда под Москвой начались проблемы, восемь тысяч моряков, из которых впоследствии выжили процентов тридцать, отправили на сухопутный фронт, и отец попал в гвардейскую дивизию. Он защищал Москву. И уже с этой своей краснознамённой дивизией двигался дальше. А мы из Москвы, когда уже немцы подступали к Ростову и к Тихорецку, к нашей родине, эвакуировались в Казахстан.

А отец штурмовал Великие Луки, штурмовал Невель, под Невелем он был ранен в лицо — снайпер попал в подбородок. И матросы с эсминца, на котором он и служил, его вынесли оттуда. И он прямо из госпиталя сбежал на северный флот, на эсминец «Разъярённый».

На эсминце «Разъярённый» он был торпедирован при проводке конвоя уже в январе 1945 года, накануне Победы. Но, благодаря инженерам и артиллеристам, они выжили. Им оторвало корму вместе с винтами, естественно, лодка пошла дальше — потому что конвой шёл, — и немцы вызвали авиацию, чтобы добить этот эсминец. Артиллеристы и инженеры-механики, коими командовал мой отец, отбились и сбили один или два самолёта.

После войны, в 1945 году, отца перевели в Севастополь. Он был флагманским механиком первой бригады миноносцев. Мы пережили трагедию взрыва «Новороссийска», на котором погиб мой дядя, Черныш Николай Степанович, дальномерщик.

Отец демобилизовался в 1960 году и ушёл в торговый флот. И потом мы вместе с ним, двоюродным братом и моим дядей по матери уже вместе "воевали" – защищали Кубу. На турбоходах «Юрий Гагарин» и «Физик Курчатов» мой отец до 77 лет выходил в море.

Бессмертные песни. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация