Бессмертные песни Как родная меня мать провожала
Похожая радость с ликованием была и шестьдесят лет назад — в честь первого полёта человека в космос, который наша страна подарила, как и Победу, всему миру. Поэтому сегодня вместе с нами возглавляет шествие нашего общего Бессмертного Полка космонавт-испытатель Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина, Герой России, полковник военно-воздушных сил Валерий Токарев.
День Победы праздновали всегда, война коснулась действительно почти каждую семью. Много погибло мужчин. Дедушка мой погиб, и я, будучи уже офицером, его искал. Он числился без вести пропавшим. Уже в звании майора только после запросов я нашёл, что он был сержантом. Он первым шёл с разведзадания, нарвался на засаду и его пулемётной очередью скосило. Нести было далеко, поэтому его похоронили там же. Он был награждён Орденом Красной Звезды, но об этом я узнал уже будучи взрослым человеком — это был конец 1970-х или даже 1980-е.
Мой отец, Токарев Иван Павлович, погиб молодым в результате автомобильной катастрофы, когда я был ещё курсантом. Он попал на Воронежский фронт в 1944 году, когда ему исполнилось 18 лет, а потом от Воронежа отправился дальше на запад. Он воевал с февраля 1944 до 1945 года, служил в инженерно-саперном батальоне, в сапёрном взводе. У него было семь классов образования, что довольно много для того времени, поэтому он сразу попал на офицерские курсы и демобилизовался старшим лейтенантом.
Я Пранайтис Елена Владимировна, внучка Бондаренко Михаила Игнатьевича.
Мой дед родился 12 ноября 1923 года. В начале Великой Отечественной войны, в августе 1941 года, Михаил Игнатьевич в составе строительной бригады был направлен на сооружение оборонительных позиций под Ельней, в Смоленской области.
Служил дедушка поваром в артиллерийской батарее 1-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Прошёл с боями до Праги, затем воевал в Манчжурии против японских захватчиков, был дважды ранен. Награждён двумя Орденами Славы, Орденом Отечественной Войны, двумя медалями «За боевые заслуги», получил почти два десятка правительственных наград. Также у дедушки имеется медаль «За боевые заслуги»: повар батареи сержант Бондаренко 18 августа 1943 года в боях на прорыв под сильным вражеским обстрелом доставлял горячую пищу на передовую, в следствие чего в честь нашего дедушки установлен памятник в Прохоровке.
Дедушка представлен к Ордену Славы II-й степени: в бою с немецкими захватчиками в районе Сахарного завода, Ефрейтор Бондаренко, когда орудие попало в окружение разъярённых пьяных фашистов и наводчик вышел из строя, заменил его, уничтожив при этом один бронетранспортёр с расчётом и 12 гитлеровцев. Орудие не смолкало до полного отражения атаки противника. Отвлекая на себя внимание противника, он дал возможность соседнему подразделению незаметно зайти в тыл и фланг противника.
В начале октября 1943 года наше продвижение было направлено на Второй Украинский фронт в районе Белгорода, и дальше двинулись своим ходом в сторону Харькова по местам прошедших боёв. По направлению Кривого Рога в районе Белохатки попали в густой туман и наш орудийный расчёт неожиданно наскочил на немецкий танк, который стоял в лесополосе. Танк выстрелил, и взрывом снаряда весь расчёт во главе с лейтенантом Шауляк был поражён — ему вырвало колено, ездовому оторвало кисть руки, дедушке осколком ранило стопу правой ноги. Горячий кровавый осколок остался торчать из ботинка. Никто никому не мог оказать помощь. Дедушка то ползком, то ковыляя кое-как добрался до здания, где располагался медпункт. Там фельдшер-башкир вытащил осколок, разрезав ботинок, перевязал рану и показал направление в медсанбат, который располагался километрах в пяти. Вместе с другими ранеными, опираясь на палку, дедушка долго добирался до медсанбата. В направлении фронта шли войска. В небе пролетали немецкие самолёты, которые сбрасывали бомбы, но безрезультатно — наши уже покинули позиции. Какой-то рыжий парнишка подарил Михаилу Игнатьевичу лошадь и помог сесть на неё. Из одной попутной хаты хозяйка вынесла молока и коржик.
Из медсанбата дедушку вместе с другими ранеными отправили в Харьков, где поместили в ещё не оборудованный госпиталь. Он лежал на соломе с другими ранеными без медпомощи ещё неделю. Некоторые умирали. Постепенно госпиталь стали приводить в порядок, лечить раненых. В декабре 1943 года Михаил Игнатьевич был выписан и направился на фронт под Кременчуг.
Здравствуйте! Меня зовут Борис Лузик, я ученик 10 «А» класса гимназии №1 города Североморска, и я хотел бы рассказать о двух своих прадедах — об Алякринском Евгении Сократовиче и Лузике Павле Викторовиче, которые участвовали в Великой Отечественной войне.
Алякринский Евгений Сократович попал на фронт, когда ему только исполнилось 18 лет. Он был кавалеристом и служил в 180-м гвардейско-артиллеристском миномётном полку, воевал в кавалерии Первого и Второго Украинских и Степного фронтов. Закончил службу в звании старшины и был награждён двумя Орденами Красной Звезды и медалью «За отвагу». Дедушка мне рассказывал, что за всё время войны Евгений Сократович потерял в бою только двух своих лошадей.
Другой мой прадед, Павел Викторович Лузик, в начале войны оказался в оккупации. Деревня, где он жил с семьёй, была захвачена немцами, и всех молодых людей они отправляли на работу в Германию. Но мой прадед сбежал во время пересылки. Правда, его поймали и под угрозой расстрела семьи отправили в Германию, в Лейпциг, где он работал в поместье. Но и тогда он смог бежать! Его опять поймали и отправили в концлагерь, откуда его уже освободили наши войска.
Павел Викторович вступил в ряды Советской армии и прослужил на передовой до самой Победы. Правда, поскольку он был бывшим узником лагеря, после окончания войны его даже не признавали ветераном и отрицали все его заслуги перед Отечеством.