Бессмертные песни Тот самый длинный день в году...

11 июня 2021, 11:30

Рад приветствовать слушателей "Радио России". Я полковник запаса Мусиенко Николай Иванович, сейчас проживаю в городе-герое Волгограде, и хотел бы рассказать о своих родителях: Екатерине Яковлевне и Иване Андреевиче Мусиенко.

полковник запаса Мусиенко Николай Иванович

Папа родился 18 сентября 1922 года в сельской семье в селе Погребы Глобинского района Полтавской области. Учился в средней школе — в 1931 году поступил в первый класс, а закончил школу в 20 июня 1941 года. Как он мне рассказывал, 21 июня они отмечали это событие, а 22 июня пришли за документами, и директор школы им объявил, что началась Великая Отечественная война. Они с товарищами очень быстро собрались. Начистили свою обувь — тогда в моде были парусиновые туфли белого цвета, которые намазывались мелом, —и пошли в город Кременчуг. По дороге их бомбила немецкая авиация. В город прибыли уже измотавшись, так как прошли почти тридцать километров.

Его сначала направили в Киевскую авиационную школу, он её успешно закончил. Далее была Иркутская школа механиков, там он учился на лётчика. После начался его боевой путь, а в 1947 году он демобилизовался в звании лейтенанта.

Папа мне очень мало рассказывал о войне и о своих ранениях, а ранения у него были. Я помню осколочные ранения, о которых он подробно рассказывал мне, когда я был уже в десятом классе. рассматривал его красноармейскую книжку, там было написано сначала "механик", потом "стрелок-радист", а потом "пилот". Летал он на бомбардировщиках.

супруги Мусиенко Иван Андреевич и Екатерина Яковлевна с сыном Николаем

У мамы, Екатерины Яковлевны, тоже была сложная судьба. Она родилась 22 сентября 1927 года. В 1941 году она вместе с бабушкой тоже находилась в Глобинском районе Полтавской области. Немцы заняли Полтавскую область и зимой угнали маму и её сестёр в Германию на работы. Маме было тогда около 15 лет, её отправили в город Тельтов, она немного поработала на одном из заводов, потом их перекидывали в разные воинские части.

Мама рассказывала, как их бомбила авиация, и американская в том числе. Рассказывала, как их освобождали — тоже американцы. Как они возвращались домой на Украину. Шли пешком и в основном по ночам, потому что было очень много разных неприятных вещей по дорогам.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Я, Тамара Федосик, хочу поделиться воспоминаниями моей мамы — Федосик Надежды Николаевны, уроженки Белоруссии, Брестской области, Ивацевичского района, деревни Кушнеры.

В начале войны она была молодой девушкой. Брест был захвачен в первые дни войны, а Кушнеры от Бреста в двух часах езды. Немцы захватили всю Белоруссию и угоняли молодых девочек на работу в Германию. Мама очень не хотела ехать в Германию. Замужних не брали, поэтому она добавила себе два года в документах, хотя ей было шестнадцать лет, и в 1942 году вышла замуж за моего папу. Он был на восемнадцать лет старше её. Его звали Константин Николаевич Федосик, а маму — Михеева Надежда. У отца была астма, и его не брали на фронт, поэтому он стал партизаном. Их хутор был рядом с лесом, и там было очень сильно развитое партизанское движение. Наш дедушка был руководителем подполья, его звали Николай Михеев.

Надежда Николаевна Федосик, связная партизанского отряда

Со слов мамы, если поднять документы, она числилась в отряде связной. И когда она везла оружие, на телеге стояли бидоны молока, а под подводой были привязаны ружья. Было страшно, везде стояли патрули, дорога шла в лес, в соседнюю деревню. Немцы останавливали, спрашивали: "Что везёшь?". А у мамы было семь классов образования, она знала немецкий язык, и изъяснялась на нём неплохо, потому что потом она мне ещё в школе помогала. Немцы досмотр не проводили, так как у неё был младенец на руках. Так, спрашивали: "Матка, что везёшь? Млеко? Проезжай!". Но, по маминым словам, партизаны держали немцев на мушке, если бы начался настоящий досмотр, они бы их положили всех. Она говорила: "Ну, и меня бы, наверное, положили в этой суматохе".

Хорошо работали партизаны. Как мама говорила, вся Беларусь воевала. В какую хату ни войди — кто-то не вернулся с войны, кто-то погиб в партизанах. Поэтому никто не кичится этим, поэтому она не присваивала себе никакого звания — "я выполняла свои обязанности, надо было помочь, мы помогали, кто чем мог".

Потом, после войны, надо было восстанавливать деревни и колхоз. Она трудилась в колхозе за трудодни. Брала паи и вместе с ребятишками их пропалывала, убирала урожай и сдавала его в колхоз. Мама родила тринадцать детей — восемь сыновей и пять дочерей, я одиннадцатая по счёту.
У Надежды Николаевны наград было очень много. «Золотая Звезда» за материнство. Наградные и поздравительные документы, с подписью Косыгина и Брежнева.

Бессмертные песни. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация