Цивилизация Экономика и идеология – вот за что особенно бичевали Александра III

7 августа 2021, 02:06

Персоны

Усиление административного давления. Контрреформы… Чем так отличительно короткое царствование Александра III?

САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров, Дмитрий Куликов и Гия Саралидзе. Это наш проект "Цивилизация". Приветствую вас, друзья.

КУЛИКОВ: Здравствуйте.

САФАРОВ: Приветствуем.

САРАЛИДЗЕ: Продолжаем мы говорить об Александре Третьем, времени его правления. И сегодня решили поговорить вот, так сказать, о гуманитарной внутренней, хотя не делим мы на внутреннюю и внешнюю, но вот поговорить о том, что происходило именно внутри империи. Марат, ну давай с тебя начнем.

САФАРОВ: Да, ну здесь прежде всего можно также подразделить на экономическую сферу, о которой мы, вероятно, будем подробно в дальнейшем говорить, и на ту сферу, которую принято считать идеологической. И вот здесь, вероятно, вот это короткое по сравнению с другими русскими правлениями 19-го века царствование наиболее отличительно от предыдущего, и именно за это Александр Третий бичевался. Он как-то характеризовался именно своими идеологическими контрреформаторскими инициативами. То есть это вот примерно то, что большая часть людей школьного курса или, кто получал образование, там университетского курса об Александре Третьем собственно и знает. Ну, понятно, что он там миротворец, это все в деталях во внешней политике. А вот что касается идеологии, это наиболее такие, вот просто если взять, допустим, посмотреть "кратко Александр Третий", то скорее всего выйдут именно те положения, о которых подробно, конечно, говорится.

КУЛИКОВ: Открываешь Интернет, у нас тут есть компьютеры, открываешь, вот только что я набрал, и там: "усиление административного давления", там "контрреформы Александра Третьего".

САФАРОВ: "Кухаркины дети".

КУЛИКОВ: Да. Это вот первое, что, так сказать, выскакивает, да.

САФАРОВ: Это именно вот, да, тот вот блок прежде всего, и собственно в его царствование об этом прежде всего говорилось в той печати, которая выходила в России, в зарубежном таком дискурсе, скажем так, о царствовании, актуальном, современном ему, тоже в основном уделялось внимание этому. Ну и потом уже в советское время, безусловно, так же. Но если взять какие-то такие основные точки, собственно вот сейчас Дмитрий Евгеньевич их уже и назвал, это изменение курса в сравнении с правлением Александра Второго. Это, конечно, университетская реформа, или контрреформа (кому как нравится). Это различные новые формы допуска к высшему образованию – то, что в совокупности получит название (да и не только к высшему, вообще к образованию) "циркуляр о кухаркиных детях". И это церковный вопрос, и вообще поворот в национальной политике к русскости. Не только, кстати, в собственно национальной политике, но и в очень широком смысле. Например, архитектура, зодчество, вообще культура, музыка, различные виды изобразительного искусства, они становятся более патриотичными, они становятся более ориентированы на русский стиль. Вот эта эпоха, короткая опять же, да, она продолжится в этом смысле в николаевскую эпоху, в эпоху Николая Второго, но вот этот поворот очень ощутим. Он ощутим в государстве, он ощутим в искусстве, он ощутим в национальном вопросе, в усилении позиций синода, возглавляемого уже много раз упомянутым Константином Победоносцевым, и в отнесении, например, крестьянского образования к церкви. То есть то, что было в земском движении в эпоху Александра Второго, теперь возвращается в церковь. Вот эти позиции, и, кроме того, конечно, определенные то либерализация, то ограничения по отношению к разным народам Российской империи (а здесь надо сказать, что национальный состав, ну он по-разному трактуется, и, в общем, это более поздние цифры, скорее 97-го года уже, Николая Второго), ну говорится, так принято считать было в советское время, что в конце 19-го века 49 процентов относились к православному населению, кто-то говорил к великороссам. То есть цифры очень трудно определить, потому что переписи у нас даже городские, которые проводились, например, в 1882 году в Москве, они определяли не этнический состав, а конфессиональный. Ну, в совокупности так можно сказать: более или около половины населения не относилось к титульной нации. Вот эта вот вся совокупность в основном и то ядро, которое греет душу сторонников Александра Третьего, и наоборот, которые являются критическим, значит, основанием его противников. Причем, повторимся: уже при его жизни это все началось, атаки...

Слушайте в аудиофайле!

Цивилизация. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация