Цивилизация Российская империя. Поворот к абсолютизму
Персоны
Российская империя с исторической и философской точек зрения. Преддверие имперских замашек нашей страны. Характер Российской империи: принципиально важные моменты.
САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров, Дмитрий Куликов и Гия Саралидзе. Это наш проект "Цивилизация". Приветствую, друзья.
КУЛИКОВ: Здравствуйте.
САФАРОВ: Приветствую.
САРАЛИДЗЕ: Вот сегодня, завершив обсуждение этапа правления Александра Третьего, ну и собственно завершая XIX век в развитии русской цивилизации и Российской империи, решили мы перед тем как приступим к обсуждению уже тех событий, которые произошли при царствовании Николая Второго (ну там прямо скажем, переломные для нашей страны, хотим поговорить вообще о русской цивилизации и об империи, которая выходит на свой, в такой очень драматический, трагический, я бы сказал, этап вступает. Хотелось бы поговорить вообще о вот этом определении, о том, что это такое с исторической, философской, может быть, точки зрения. Вот об этом сегодня, друзья, и предлагаю поговорить. Марат, давай с тебя начнем.
САФАРОВ: Можем признаки и хронологические какие-то детали сразу же обсудить. Прежде всего мы говорим об империи петровского времени. Хотя существуют разные точки зрения применительно к расширению границ русского государства. Ну, допустим, если мы возьмем середину века XVI – правление Ивана Четвертого Грозного (выход за пределы собственно русских земель, уже окончание еще в предшествующую эпоху правления Василия Третьего, Ивана Третьего, собирание русских земель и выход за пределы ареала расселения русского народа и установление контроля над всей Волгой до ее низовья, до Каспийского моря, а впоследствии выход уже и в Западную Сибирь), многие трактуют уже как некое ну такое вот преддверии имперского расширения, когда государство не ограничивается только своим национальным таким ареалом, национальным расселением этническим, и если говорить, конечно, языком современным.
Понятно, что человек, в том числе и правитель XVI века, не рассуждал в категориях этнического, а скорее в конфессиональном, в религиозном плане рассматривал картину мира свою, но тем не менее. Но если обращаться к таким классическим постулатам о Российской империи, это, безусловно, петровское время, когда не только Петр провозглашает государство империй, формально оно уже становится империей, но и фактически осуществляет поворот от такого сословно-представительского монархического режима к абсолютной монархии – к тому, что соответствовало империям ему современным. Империи его эпохи, они уже начинали поворот к абсолютизму, оформляли абсолютизм.
Собственно, Петр это тоже осуществляет. Здесь очень важно подчеркнуть характер Российской империи. Она не колониальная империя, она континентальная империя. Это принципиальный характер. Все упреки, сначала которые шли из западной историографии, потом были подхвачены историографами, историками отечественными, и марксизм, конечно, очень серьезно работал над тем, чтобы представить Россию колониальной империей. Как это ни парадоксально, но марксистское влияние на вот этот характер такого некоего русского колониализма, постулат такой, он очень прочно утверждался левыми историками. Ну так вот, если все-таки говорить о реальном характере, империя, конечно, континентальная.
В чем различие? Ну, мы на протяжении многих программ об этом говорили, здесь речь идет о том, что это освоение было не заморских территорий, а скорее приращение соседних земель, многие из которых не имели государственного вообще статуса. То есть это речь идет не о завоеваниях территорий с оформленными границами, правлениями, армия, там и так далее, а скорее расширение малолюдных пространств...
Слушайте в аудиофайле!