Картинка

Цивилизация Упустишь торговлю – проиграешь. Внешняя политика Петра I

5 сентября 2020, 21:04

Персоны

Дело не в морях, а в торговых возможностях! Если ты недостаточно силен, чтобы отстоять свое право не быть обманутым и ограбленным, то тебя обманут и ограбят – и это будет называться торговой сделкой.

САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров, Дмитрий Куликов и Гия Саралидзе. Это наш проект "Цивилизация". Приветствую вас, друзья.

КУЛИКОВ: Здравствуйте.

САФАРОВ: Приветствую.

САРАЛИДЗЕ: Сегодня мы будем говорить об эпохе правления Петра Первого. Мы приступили, вот как раз в одной из наших предыдущих программ мы говорили обо всех обстоятельствах воцарения Петра Первого. Сегодня хотим поговорить отдельно о внешней политике Петра Первого. Мы в своих программах говорили, что вообще это разделение – внешняя и внутренняя политика, оно довольно искусственное. Делаем мы это только по одной причине, ну чтобы каким-то образом разделить эти программы. Потому что эпоха Петра Первого – очень важная эпоха в истории нашего государства. Многое то, что предшествовало, получило развитие в эпоху Петра Первого, и было очень много нового, в общем, очень важно. И все-таки давайте определим основные направления внешней политики. Если вульгарно, обычно об этом так упрощая говорят, что это борьба за выход к морям. Мы уже говорили в своих программах неоднократно о том, что на самом деле не с Петра Первого началось это движение, и гораздо, конечно, процессы сложнее. Хотя, если доводить до какого-то упрощения, действительно это так: на юг – это Черное и Азовское моря, Каспийское, с другой стороны север и северо-запад: Белое море, Балтийское море. Вот мне хотелось бы, Дима, с тебя начать, как раз чтобы ты сказал о том, что это продолжение той политики, которая уже была заложена изначально до Петра Первого.

КУЛИКОВ: Между прочим, эту проблему начал решать сразу еще Иван Третий. И южное направление, и западное направление были направлениями его активной деятельности. Потом Иван Грозный стремился прямо выйти к Балтийскому морю. Более того, есть там такие вещи, что при Иване Грозном, например, у нас был наемный флот на Балтийском море. Мы, грубо говоря, нанимали "моряков удачи", "солдат удачи", которые служили русской короне, там был такой эпизод. Поэтому это все не случайно, важная линия преемственности. Ну и, конечно, что такое моря? Моря – это торговля тогда, да и сейчас во многом. Ну и, между прочим, тоже нужно понимать без иллюзий: торговля – это тоже определенная форма войны, в общем-то. Если ты не организуешь свою торговлю, которая тебе принадлежит, то ты будешь терять очень много, и за это надо воевать. В этом смысле выход к морям – это война за право самому вести торговлю и устанавливать, и добиваться паритетных отношений в этих торговых отношениях. Если ты недостаточно силен, чтобы отстоять свое право не быть ограбленным и обманутым, то тебя обманут и ограбят, хотя это будет называться торговой сделкой, ну при деле – это бусы на золото. Но в принципе вся торговля, если у тебя нет достаточной силы, чтобы отстоять свои требования в торговле при заключении торговой сделки, она сводится к вот этому. Потому что тот, кто имеет возможность навязать, будет действовать, как бусы на золото при деле. …

САРАЛИДЗЕ: Марат?

САФАРОВ: Да, ну что касается преемственности, она, безусловно, здесь прослеживается, хотя бы в том, что все усложняется. Если задачи, стоявшие перед Иваном Третьим или Иваном Четвертым, или в начале 17-го века, были одни по своим масштабам, то теперь здесь происходит столкновение с колоссальными государствами, которые на пике своего могущества находятся...

Слушайте в аудиофайле!

Цивилизация. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация