Цивилизация Петр I реализовал все социальные механизмы протестантизма, избежав самого протестантизма
Персоны
Что удалось Петру Первому. Какой тип мышления был внедрен в умы госдеятелей. Как Петру удалось избежать войн при осуществлении реформ.
САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров, Дмитрий Куликов, Гия Саралидзе. Это наш проект "Цивилизация". Приветствую вас, друзья, здесь, в нашей студии.
КУЛИКОВ: Здравствуйте.
САФАРОВ: Приветствую.
САРАЛИДЗЕ: Сегодня мы приступаем к эпохе правления Петра Первого. Ну вот в предыдущей нашей программе мы уже многое из преемственности, что ли, и что Петр Первый, говорили о том, что Петр Первый – все-таки это не вот такая отсечка, как иногда: вот всё до Петра, и вот потом после Петра, а все-таки преемственность исторического процесса, безусловно, мы обозначили. Но все-таки, знаете, я хочу вот с чего начать. Я тут, когда готовился к программе, вычитал вот такую фразу, очень любопытную, на мой взгляд. "В молодости Петр Первый воспринял протестантскую модель существования в прагматичном мире конкуренции и личного успеха, которая во многом сформировала философию его реформаторства". Это, не буду уж называть совсем ресурс, но он такой, претендующий на историчность и даже, я бы сказал, на энциклопедичность. Понимаете, вот на мой взгляд, это очень знаковая такая фраза, которая на самом деле в либеральном таком взгляде на историю, она довольно распространенная. И вот я хотел бы начать как раз вот с обсуждения именно вот этого утверждения. Дима, тебе слово.
КУЛИКОВ: Ну интересная фраза. Она, кстати, около некоторой точки, которую следует обсуждать. Потому что я-то, в отличие от автора этой фразы, могу контрпозицию сформулировать. Она заключается в следующем. Петр Первый реализовал в России все социальные механизмы, которые порождал на западе протестантизм, но без этого протестантизма и без реформации. Ну она частично выглядела, конечно, выглядела в церковной реформе, то есть пост патриарха был ликвидирован, и была установлена зависимость церкви от государства Петром Первым. Тем самым был положен конец на долгие 300 лет практически претензиям церкви на светскую власть. Но это наше государство и наша церковь сделали без тех войн и многотысячных убийств, десятитысячных, сотнитысячных, которые пришлось реализовать Западной Европе для того, чтобы положить конец на претензии на светскую власть с точки зрения папского престола. Потому что главный нерв в этой части, в части власти и политики, протестантские реформы ровно с этим были связаны, вот с этим, а не с чем-то другим. А то, что касается привнесения научно-инженерного типа мышления, научного прежде всего, потому что, когда мы говорим, что протестантизм, этика протестантизма вслед за известными, так сказать, исследованиями, она лежала в основе капитализма, ну нужно сказать еще одно, что она лежала прежде всего в основе научного мышления. А научное мышление стало основным ресурсом становления капитализма. Так вот это Петр сделал для нас: первое – без войн, и второе – вот этих двух целей, то есть полагания границ церковной власти на земле и привнесения и развития научного мышления. Петр это сделал, но без протестантизма. Вот же что интересно. …
САРАЛИДЗЕ: На самом деле, Марат, мы и в прошлой программе об этом говорили, и сейчас хочу, чтобы ты свою точку зрения высказал вот по поводу того, а собственно как формировалась система взглядов Петра Первого на вот эти важные очень вещи, в том числе и государственное строительство. …
САФАРОВ: Все те свидетельства, которые до нас дошли, ну в частности о Великом посольстве, говорят о том, что Петр не растерялся там, он конкретно изучал то, что ему необходимо рационально вот здесь и сейчас. Это не было вот такое путешествие туриста или, как допустим, какого-то владыки, который удивляется отсталости своего государства и восхищается передовым опытом государств чужих. Он ехал туда за конкретными знаниями, мне представляется это так. То есть он отбирал то, что необходимо для России. Вот это, вероятно, самая принципиальная вещь...
Слушайте в аудиофайле!