От Микояна до Мамиконяна "Пандемии будут, но к ним надо быть готовым"
Персоны
Что такое инфекционные заболевания и что делают Россия и международное медицинское сообщество для купирования особо опасных заболеваний? У микрофонов – Валерий Санфиров и Мушег Мамиконян. Гость – Геннадий Онищенко, заместитель президента Российской академии образования, академик РАН, доктор медицинских наук.
САНФИРОВ: Здравствуйте. В студии – Валерий Санфиров и Мушег Мамиконян. Мушег Лорисович, здравствуйте.
МАМИКОНЯН: Здравствуйте.
САНФИРОВ: И я рад приветствовать нашего, уже можно сказать, постоянного практически гостя Геннадия Григорьевича Онищенко – доктора медицинских наук, академика РАН, заслуженного врача России, заместителя президента Российской академии образования. Здравствуйте.
ОНИЩЕНКО: Добрый день.
САНФИРОВ: Мушег Лорисович, нам всегда приятно любую тему поднять с Геннадием Григорьевичем. Что мы сегодня будем обсуждать?
МАМИКОНЯН: Мы сегодня будем обсуждать те информационные всплески, которые время от времени надоедают нам. Потому что вроде пережили период ковида, вроде нормализуется жизнь обществ и государств. А потом мы слышим разные версии новых возможных и заболеваний, новые версии вирусов из Аляски, которые могут явиться риском. И на самом деле это обсуждение должно быть не просто информационными вбросами, а обсуждение на научной основе – насколько это вероятные события, насколько мы должны готовиться как общество к этому, насколько медицина должна готовиться. Или это просто по инерции, в период ковида к этому был большой интерес, сейчас люди тоже скучают по такому обсуждению, время от времени вот такие информационные всплески бывают в разных средствах массовой информации. Поэтому мы попросили Геннадия Григорьевича нам рассказать базовые вещи: что такое инфекционные заболевания вообще, как наша страна и международное медицинское сообщество работает для понимания происходящих процессов, для купирования особо опасных заразных заболеваний. И в конце концов вот этот вирус, который имеет название "Аляска", это из каких вирусов, это что-то новое? И в целом как мы должны на все это смотреть с точки зрения ученого, специалиста, который глубоко и системно понимает этот вопрос.
ОНИЩЕНКО: Сегодня в общественном пространстве и в научной среде внимание привлекла, казалось бы, на Аляске умер какой-то пожилой человек со сниженным иммунитетом. Но это действительно и с общественной, и с научной точки зрения тема, заслуживающая внимания. Почему? В 1980 году мир объявил, что ликвидировал черную оспу (или оспу человека). Это была действительно огромная победа медицины, которая была инициирована нашей страной. И тогда было принято решение. Первое – что если кто-либо будет прививаться от оспы, это значит, что он готовится к биологической войне. Если кто-либо будет нарабатывать оспенную вакцину, он тоже готовится к биологической войне. Потому что натуральная человеческая оспа, у нас библейский страх перед ней, генетический страх, я бы сказал. Вот все эти моровые поветрия, которые описаны в Библии, это была оспа. Она выполняла роль биологического клапана. Как только человеческая популяция разрасталась и возникали проблемы с обеспечением пищи, она ослабевала, оспа выкашивала.
МАМИКОНЯН: Разреживала, да?
ОНИЩЕНКО: Она выкашивала слабых. Тот, кто переносил заболевание, это оставалась самая здоровая часть общества. И поэтому все ортопоксвирусы находятся под особым контролем. В 20-м году мы с 48-м институтом опубликовали в "Вестнике Академии наук" статью, где проанализировали все открытые работы в мире, которые ведутся по ортопоксвирусам. Потому что даже сама работа с ортопоксвирусом тоже вызывает по меньшей мере подозрение, а не делают ли что-то.
Слушайте в аудиофайле!
От Микояна до Мамиконяна. Все выпуски
- Все аудио
- От Микояна до Мамиконяна