Принцип действия Нацизм 2.0: от суда истории не убежать
Персоны
Нацизм в XXI веке: почему зло, которое когда-то было побеждено, снова набирает силу? Убийство детей-инвалидов боевиками ИГ в соответствии с вновь изданной фетвой, переиздание книги Mein Kampf Адольфа Гитлера в Германии, украинский национализм - об этом Анна Шафран говорит в эфире "Вестей ФМ" с уполномоченным МИД по правам человека Константином Долговым.
Шафран: В эти минуты, как мы узнали только что из новостей, президент Путин встречается с главами внешнеполитических ведомств России и США, то есть с Лавровым и Керри. О чём там речь идёт, мы узнаем, вероятно, позже. Поэтому к более обобщающим темам мы перейдём и начнём именно с них. Именно... Я вот так анализировала, рассуждала по поводу новостей, которые поступают с полей все последние дни. И мне так показалось, Константин Константинович, что, казалось бы, меньше 100 лет прошло, 70 лет всего лишь с того момента, как был побеждён окончательно фашизм. Но то тут, то там сначала ростки появились, потом уже и зацвели пышным цветом такие проявления, как украинский национализм. Сначала "Правый сектор". Потом мы помним День защитника отечества, перенесённый на 14 октября - день основания УПА, с одной стороны. С другой стороны, ИГИЛ, который вначале потихоньку-понемногу, а теперь уже дошли до таких вещей, которые, в принципе, ни в какие рамки не укладываются. Мы с вами об этом позже поговорим. Мало того, что просто казни иноверцев, всех, кто не совпадает по мировоззрению и представлениям о жизни. Теперь ещё и дети-инвалиды, которые, оказывается, в соответствии с изданными фетвами не должны жить на этом свете. И тут же появляется новость о переиздании Mein Kampf в Германии. Всё это по отдельности, казалось бы, существует. Но вместе - не тот ли самый фашизм? Но только 2.0 и в XXI веке. Вот как вам кажется? Можно ли именно так квалифицировать происходящее на сегодняшний день в мире? И можно ли именно таким образом ставить вопрос на повестку обсуждения с нашими европейскими коллегами, скажем?
Долгов: Не только можно, Анна, но и нужно. Собственно, что мы и делаем, что делает российская дипломатия. Я хотел бы внести небольшое уточнение, если позволите. Фашизм, безусловно. Но всё-таки давайте не будем забывать, что основная угроза исходила в прошлом веке от нацизма. Фашизм - это такое вполне конкретное географическое, я бы сказал, понятие. Фашизм в чистом виде, мы знаем, был только в двух государствах.
Шафран: Согласна. Да.
Долгов: В Италии и в Хорватии. Везде в остальных странах, странах оси, был нацизм. Но вы правы в том, что говорить мы можем обобщённо. И, действительно, нацизм, фашизм были побеждены. Были побеждены прежде всего благодаря исторически колоссальному вкладу и жертве советского многонационального народа. И многие другие страны и народы внесли свой очень важный вклад. Действительно, был нюрнбергский трибунал. Вот мы недавно отметили 70 лет с момента начала нюрнбергского трибунала. Там было чётко в его решениях записано, что нацизм есть преступление. Безусловно, нацизм был осуждён. Был запущен процесс денацификации Германии. И, кстати, в Германии (вы упомянули о планах переиздания книги Гитлера известной) любые нацистские проявления запрещены. Запрещены строжайшим образом.
Шафран: Мы понимаем, что они всё это маскируют под некий научный институт, который хочет с комментариями учёных издать.
Долгов: Давайте сразу начнём с Mein Kampf. Я правильно вас понимаю? То есть тема действительно интересная. Ну, на самом деле информация пока не очень однозначная и не очень понятная. Была информация, что хотят действительно в неких научных целях переиздать ограниченным тиражом (вот то, что я прочитал в СМИ). Ну, могу прямо сказать, подтвердить то, что сказал по горячим следам появления этих новостей. Конечно, сам факт переиздания Mein Kampf, если это состоится (делаю такую оговорку) - это, мягко говоря, не лучшая идея в общем контексте усилий (а эти усилия надо резко активизировать, по нашему мнению) по противодействию растущим неонацистским, ксенофобским, человеконенавистническим тенденциям и настроениям, в частности - в Европе. А мы наблюдаем рост этих тенденций. Сомнений в этом нет.
Полностью слушайте в аудиоверсии.