Принцип действия Обеспечение информационной нацбезопасности не угрожает свободе слова
Персоны
Пёстрая лента: кто формирует нашу информационную картину мира? Как работают новостные агрегаторы? Нужно ли сокращать долю иностранного капитала в подобных сервисах? Анна Шафран обсуждает эту тему в эфире "Вестей ФМ" с депутатом Госдумы Андреем Луговым.
ЛУГОВОЙ: Надо сразу понять, что на самом деле новостных агрегаторов не так уж много. Многие критики, которых я сегодня читал, начали говорить о какой-то фундаментальной блокировке Интернета и так далее. Я хочу обратить внимание, что главный показатель для новостного агрегатора – если посещение в сутки более миллиона! Я думаю, если мы на российском интернет-пространстве посмотрим, сколько новостных агрегаторов, их там не какое-то огромное количество, да, их много, но тем не менее. Наконец, они должны заниматься распространением только новостной информации и не более того, и не должны быть зарегистрированы в качестве СМИ. Поэтому они вроде бы как новости преподносят, а, с другой стороны, вроде бы как не являются СМИ. Но, на наш взгляд, на сегодняшний день по уровню своего влияния они оказывают гораздо больше, чем СМИ, потому что люди в силу динамики окружающей жизни очень часто просто открывают поисковики и в новостных агрегаторах смотрят те события, которые произошли, а заголовки могут быть разные. Поэтому этот законопроект направлен, прежде всего, на обеспечение национальной информационной безопасности Российской Федерации.
ШАФРАН: Судя по всему, последний островок свободы вы решили задушить?
ЛУГОВОЙ: Ну, далеко не так, островков свободы более чем. Я хочу еще один такой принципиальный момент обозначить – кто не являются новостными агрегаторами, чтобы потом у нас отдельная либеральная общественность соответственно не пыталась на этом играть. Так вот, не рассматриваются в качестве новостных агрегаторов социальные сети, блоги, сайты телеканалов, а также сайты с лентой новостей. Поэтому все четко, ясно, понятно. Ни о каких "островках свободы" и душительстве кого бы то ни было речи не идет, речь идет о том, чтобы у нас людей этими заголовками не вводили в панику, чтобы это не приводило к дестабилизации власти и к нарушению общественного порядка.
ШАФРАН: А вот поисковики, например: некоторым кажется, что новостной агрегатор и поисковик – это примерно одно и то же, и теперь может случиться так, что бац – и привычные инструменты будут недоступны.
ЛУГОВОЙ: Да ничего подобного, просто поисковик использует в своей деятельности новостной агрегатор. И более того, мы сейчас видим, как отдельные поисковики, я умышленно два дня не называю собственными именами никого, для того чтобы меня не привязывали к тем или иным событиям, а меня хотят уже привязать – и поэтому отдельные поисковики сказали: "Ну, если будет закон принят, значит, мы как-то реструктурируем внутри себя такой новостной агрегатор".
ШАФРАН: А много подпадает вообще агрегаторов под этот закон?
ЛУГОВОЙ: Вы знаете, на самом деле есть реестр новостных агрегаторов, он находится в "Роскомнадзоре". Я, безусловно, также с ними связывался, интересовался, советовался. И "Роскомнадзор" очень адекватно подходит ко всем этим вопросам. У них все достаточно структурировано, они четко понимают, кто является новостным агрегатором, кто не является новостным агрегатором. И в законе это достаточно тоже четко мы предлагаем, и приписана роль "Роскомнадзора", что в случае невыполнения там определенных требований законодательства "Роскомнадзор" прежде всего подает иск в суд, и суд будет решать, ограничивать действия того или иного новостного агрегатора на полях интернета или нет.
Полностью слушайте в аудиоверсии.