Наш XX век В СССР понимали, что есть карающий меч, а есть – культурный
Персоны
Была ли массовая культура в СССР? Об этом Армен Гаспарян, Гия Саралидзе и Дмитрий Куликов беседовали в программе «Наш ХХ век» на радио «Вести ФМ».
САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии «Вести ФМ» Дмитрий Куликов, Армен Гаспарян и Гия Саралидзе. Приветствую вас, друзья.
КУЛИКОВ: Здравствуйте.
ГАСПАРЯН: Приветствую.
САРАЛИДЗЕ: Сегодня решили мы поговорить о массовой культуре. Мы сейчас не будем там вдаваться собственно в массовую культуру, понятие это, термины появились там в конце XVIII, в XIX веке, и об этом много писалось и говорилось. Мы поговорим о массовой культуре как раз нашей страны в XX веке. Тем более что есть очень много работ, которые посвящены этому. Я специально, когда готовился к программе, какие-то из этих работ прочел. Вообще принято считать, что массовая культура – это такой исторический феномен, который складывается в эпоху индустриализации. И если говорить относительно нашей страны, то там-то как раз приобретают черты, такие уже явные, что когда политика диктует то, какой должна быть массовая культура. Вот давайте вот с этим согласимся или не согласимся. Дима, давай с тебя начнем.
КУЛИКОВ: Вот смотри, все-таки немножко о понятии «массовая культура».
САРАЛИДЗЕ: Давай.
КУЛИКОВ: Потому что ему противостоит? Вроде бы, по логике, кто это придумал – культура для избранных? Вообще-то ты прав, когда ты сказал про общество периода индустриализации. Это общество, когда у больших масс людей появляется много свободного времени, и его нужно чем-то занять, развлечениями например, да? Это же такая форма отдыха. Действительно, в оперу и на балет ты же всех не сводишь ни в коем случае. Но, кстати, у оперы и у балета есть сложности и с телетрансляцией, и даже с радиотрансляцией, хотя, например, опера, голос – наверное, да. Но с балетом – так точно проблема, а в телекартинке он теряет очень сильно, ну вот точно это разные совершенно картинки – ты смотришь это в зале Большого театра или ты смотришь это по телевизору. Невозможно балет массивизировать, не говоря уже о том, что он обладает еще и дополнительной, так сказать, сложностью своей как искусство.
И поэтому, когда у людей появляется много свободного времени, возникает такая сфера, она носит название «массовая культура». Я бы назвал ее сферой развлечения или сферой заполнения свободного времени. Одновременно, конечно, это сфера культуры, потому что она сильно формирует стереотипы поведения тоже, безусловно. Но потом уже пошел термин «поп-культура», наверное, это она одна и есть, я не знаю, одно и то же? Потому что, конечно, поп-культура, особенно там в своем песенном жанре, такой популярной песни, ну она заточена прямо под этот самый образец поведения. Кстати, я не знаю, насколько рок, например, был такой частью. Потому что он все-таки был сегментен, рок был всегда сегментен до какого-то момента, как мне кажется. А то, что является популярной культурой, даже я не могу воспроизвести эти песни, я слов как бы сейчас вот точно не вспомню, но я точно знаю, как там модно правильно себя вести, там это всегда всё содержится. Поэтому, конечно, это культура, потому что стереотипы поведения она формирует. Вопрос в том, какие, насколько, как долго, и сколько проживут такие стереотипы проведения. Это вот то, что касается понятия.
А что касается советской истории, я не уверен в том, что у нас была массовая культура, я не уверен в этом. Можно об этом спорить, это само по себе является предметом спора и обсуждения очень серьезного. Потому что то, что касалось, допустим, даже наших филармоний и ансамблей при них, и у нас эстрада была, артистов эстрады, ты знаешь, какая же это массовая культура? Там посмотри на эти голоса, посмотри на эти песни – ну они не массовые. Кстати, на этом ведь и шло расслоение очень серьезное, потому что часть населения выпала из этой культуры, как выпадала до этого там из оперы и балета или оперетты. Но она и из этого выпала. Было много тех, и особенно молодежи, например, там Муслим Магомаев или Иосиф Кобзон – это слишком сложно и нудно, недостаточно развлекают. И в этом смысле я подозреваю, что даже наша эстрада не была собственно массовой культурой, которая поглощала бы в себя ну фактически весь объем населения.
САРАЛИДЗЕ: Это опять-таки спор о терминах будет – что такое массовое, и являлось ли то, что производилось на просторах СССР массовым, и так далее. … Здесь вот мне интересно вот о чем поговорить: все-таки рассмотрение культуры как средство политики в СССР. Армен?
ГАСПАРЯН: Ты понимаешь, она всегда была в Советском Союзе, с момента первых шагов советской власти в прямом подчинении у руководящей роли партии, когда сразу составлялись списки неугодных артистов. Причем это там не только певцов, а, условно, и деятелей зарождающегося русского кино. Сколько ему было-то на тот момент, там эти фильмы можно вообще по пальцам одной руки пересчитать. Копии этих фильмов были безжалостно уничтожены, то есть многие произведения вот того искусства, массового, как бы мы сейчас сказали, они не сохранились вообще ни в каком виде, даже фотографий нет из этих фильмов. Изымались граммофонные, тогда не граммофонные, тогда патефонные пластинки, и так далее, и так далее. И уже в 30-х годах было совершенно понятно, что это является частью, условно, оружия пролетариата. Есть вот карающий меч, а есть культурный, который тоже на тебя может в какой-то момент обрушиться.
Слушайте в аудиофайле