Наш XX век Почему антиалкогольную кампанию чаще ставят в укор Горбачеву?

14 сентября 2019, 00:05

Персоны

Плюсы и минусы борьбы за трезвость, которую осуществлял Горбачев.

САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Дмитрий Куликов, Армен Гаспарян и Гия Саралидзе. Приветствую вас, друзья.

КУЛИКОВ: Привет.

ГАСПАРЯН: Приветствую.

САРАЛИДЗЕ: Сегодня решили мы поговорить об антиалкогольной кампании 1985 года. Вообще с алкоголем в нашей стране боролись (да и не только в нашей, надо сказать), наверное, примерно лет 200, вот, с разным успехом и так далее. Но так как наша программа называется "Наш 20-й век", давайте сосредоточимся сейчас на антиалкогольной кампании имени горбачевский. Тем более, что мы-то ее хорошо помним, ну с Димой-то мы точно.

КУЛИКОВ: Да, мы помним ее хорошо.

САРАЛИДЗЕ: Вот, в студенческие годы, надо сказать, задела она нас напрямую, что называется. В принципе все плюсы и минусы, если говорить о статистике, о каких-то цифрах и так далее, они известны. По большому счету, я, готовясь к программе, вот посмотрел различные статьи, причем, разных авторов, с разной позицией и политической, и идеологической. Но, в общем, эти плюсы и минусы примерно одинаковы. Но почему (вот здесь вот у меня вопрос, с которого я хотел бы начать), почему антиалкогольная кампания 1985 года все время ставится в укор Горбачеву, вот на ваш взгляд? Все-таки в большинстве оценок – это оценка со знаком "минус". И вообще есть даже те, кто говорит о том, что последствия этой антиалкогольной кампании сказались, в общем, и на судьбе Советского Союза (даже есть и такие мнения).

КУЛИКОВ: Ну, ты понимаешь, наверное, в силу бессмысленности. Хотя позитивные эффекты, безусловно, были Ну реальное там снижение потребления – это позитивный эффект, сам по себе. Но если ты его в систему помещаешь, то его позитивность начинает стремительно растворяться. Ну, действительно, вот то, что там приводится сейчас в интернете, там к концу 70-х сильно выросло потребление. Оно не было таким ни в Российской империи, ни даже в годы там Сталина и так далее, хотя часто на него там пытаются вешать, что вот он спаивал Россию. Но эта фактологией не подтверждается вообще никак. Но, действительно, да, в 70-е годы особенно объем потребления алкоголя сильно вырос. Но вместо того, чтобы разбираться, а что, как и почему это произошло, решили поступить простым образом: давайте мы его изымем, алкоголь, ну вот изымем, вплоть до того, что вырубим там виноградники, и это будет решением вопроса. Ну и, конечно, такой подход – де-факто потребление сократилось. Но если ты возьмешь эффект в социально-психологическом напряжении, если ты возьмешь эффект в экономике, если ты возьмешь эффект как бы по отношению к образу жизни как таковому, то есть вот в необходимости лгать и обманывать, делать это подпольно, продавать это подпольно, ну имитировать это всё… Имитация, кстати, вот там комсомольские безалкогольные свадьбы как имитация всего этого, профанация, бред такой вот, конечно же, это всё вещи, которые работали негативно. …

САРАЛИДЗЕ: Армен, на мой взгляд, очень важная вещь, о которой Дима сказал, это вот ложь, когда заставляли людей лгать, изворачиваться. Это при том, что в стране вроде бы как открытость, гласность и прозрачность. … Наверное, помните тоже, когда вдруг там из фильмов, классических фильмов начали вырезать какие-то моменты и так далее. Вот на фоне гласности, открытости и прозрачности… "Ирония судьбы" пострадала, "Мимино" – вот эта знаменитая сцена в ресторане, и так далее. Это ведь очень сильно влияло. То есть люди понимали тогда, что, значит, ага, здесь говорят о прозрачности, открытости, правде, там и так далее, и тут же лгут и заставляют лгать других людей.

ГАСПАРЯН: Слушай, я вот вспоминаю: ну полный беспредел творился.

КУЛИКОВ: Так ты еще несовершеннолетний был.

ГАСПАРЯН: Да, но этот беспредел я наблюдал, выходя из школы, потому что Уланский переулок был окружен разного рода магазинами. Я вот, ходя с 1-го по 6-й класс мимо магазина "Соки-воды", никогда в жизни там не видел очереди, туда вообще заходили только школьники. И вот ты представляешь, вот они вводят этот антиалкогольный закон, и там очередь на 100 метров, и улица Кирова перегораживается. Мы не понимали, что происходит. Оказывается, туда стали завозить пиво, чтобы разгрузить магазины, которые были там в радиусе 100-150 метров. Это ничего не давало в принципе, потому что все прекрасно понимали, где можно купить из-под полы.

КУЛИКОВ: Да, это точно совершенно.

ГАСПАРЯН: Это была абсолютно такая же фикция, как борьба с виниловыми пластинками. Потому что в результате вот на улице Кирова магазин "Рапсодия" стал местом сбора тех, кто а) хотел купить винил и тех, кто хотел выпить. Потому что в этом же подвале еще таксисты хранили водку. Ну вот для чего это всё делалось? Очистили криминогенную, условно, вот эту обстановку? Нет...

Слушайте в аудиофайле!

Наш XX век. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация