Наш XX век Репрессировали, репрессировали, да не вырепрессировали: диссидентство в СССР

13 октября 2019, 17:10

Персоны

Особенности диссидентского движения в Советском Союзе. К какому раю стремились диссиденты, что представляла собой альтернативная Россия?

САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Дмитрий Куликов, Армен Гаспарян и Гия Саралидзе. Приветствую вас, друзья.

КУЛИКОВ: Приветствую.

ГАСПАРЯН: Приветствуем.

САРАЛИДЗЕ: Сегодня мы хотим поговорить о явлении, которое в Советском Союзе называлось диссидентство. Диссиденты – на самом деле явление уникальное в каком-то смысле.

ГАСПАРЯН: Инакомыслящие их еще называли.

САРАЛИДЗЕ: Инакомыслящие. Часто говорили диссидентское движение или правозащитное движение, и так далее. Давайте сначала разберемся, что это было, и насколько действительно это явление все-таки уникальное – вот то, что я заявил. Хотя думаю, что это не совсем так. Дима?

КУЛИКОВ: Наверное, в том смысле уникальное, что у нас о нем рассказывают, что вот всё репрессировали-репрессировали и никак не вырепрессировали (я почти выговорил это). Но при этом интересно, что в просвещенном западном мире, когда такое проявляется, то оно исчезает сразу. Можно несколько примеров привести, но самый яркий – это, конечно, маккартизм и борьба с коммунизмом. Ну вот только оно там начало появляться и тут же исчезло. Есть другой способ, конечно, превращение всего этого в маргиналитет. У нас советская власть не умела этого делать, то есть прям как бы превращать такое в маргиналов, где, собственно, и, наверное, если руководство с социологией, то, наверное, оно таковым и должно быть. Ну да, не умели. Но в принципе такие вещи существуют везде, всегда и во всей истории. Другое дело, что у нас есть одна особенность такого движения: оно все время апеллирует к какому-то другому пространству, такому же земному, как и мы, со всеми такими же проблемами, но апеллирует к нему как к некоторому образцу и раю на Земле, и что мы должны сделать этот рай по тому образу и подобию. Ну, например, там Западная Европа. Но в принципе, вот опять же, получив какое-то историческое образование, я понимаю… Помнишь, мы еще в КВН с тобой шутили, я не помню, кто был автором этой шутки, но она была прекрасная: "Иудушка Курбский", то есть проводя параллель с "Иудушкой Троцким". Это историки шутят. Потому что понятно, что когда избранная Рада распалась и бегство тех диссидентов в Литву, которая представлялась другим раем, но причем еще он был как бы ближе, чем рай нынешний, потому что все-таки Литва наполовину была к тому времени, ну уже меньше, чем наполовину, но все-таки была русской и православной. И язык был старорусский, и православие у половины, наверное, Литвы было, так сказать, ведущей религией. Поэтому когда Курбский представлял это другим раем, альтернативной Россией, ну это хоть еще какую-то материальную связь имело. А то, что потом позже начало происходить, конечно, бессмысленная дискуссия западников и славянофилов. И кто, кстати, из них был диссидентом? Потому что я-то считаю, что и те, и другие – и западники, и славянофилы были диссидентами в разной степени. Или там, не знаю, а были ли, например, декабристы диссидентами, и кем они вообще были? А ведь оно же в эту линию встроено. Но, кстати, те, которые были диссидентами в советское время, абсолютно встраивались в линию, нарисованную Владимиром Ильичом Лениным. Потому что "декабристы разбудили Герцена", а он раздул пожар этой самой революционной борьбы, разбудил их. Ну и они как бы в том же пожаре. Революционный, контрреволюционный – это же уже нюансы. Они все время ставили одну-единственную цель – свержение власти. Вот если диссидент – тот, кто ставит цель свержение власти, ну, наверное, есть какая-то у нас такая специфика. …

САРАЛИДЗЕ: Армен, мы очень много говорим о вытоптанной идеологической вот этой площадке, где не было возможности высказывать хоть что-то, какие-то новые, может быть, не новые, но какие-то мысли, которые шли вразрез с учением Маркса, Энгельса и Ленина. Может быть, это было причиной того, что часть общества уходило вот в такую форму сопротивления?

ГАСПАРЯН: Ты понимаешь, ты вот в самом вопросе обозначил два очень красивых мифа, которые были сложены коллективным усилием всех заинтересованных и незаинтересованных сторон вокруг этой истории...

Слушайте в аудиофайле!

Наш XX век. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация