Наш XX век Как нам преподают историю
Персоны
Как идеология проникает в методику преподавания истории? Почему так разнятся версии происходившего?
САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Дмитрий Куликов, Армен Гаспарян и Гия Саралидзе. Приветствую вас, друзья.
КУЛИКОВ: Здравствуйте.
ГАСПАРЯН: Приветствую.
САРАЛИДЗЕ: Не совсем обычная сегодня у нас программа. Обычно мы берем какую-то конкретную тему. Но мы действительно получили очень много сообщений, очень много откликов на предыдущий выпуск, который, я напомню, был посвящен Донецко-Криворожской Республике. И выяснилось, что очень многие наши слушатели просто не знали об этом эпизоде в истории нашей страны, посчитали все тоже очень важным. И вот тут возникает вопрос очень серьезный, на который хотелось бы ответить в этой программе. А как же мы преподаем историю, правильно ли мы это делаем, какие были ошибки в прошлом или недочеты? Или просто, может, так сложилась политическая ситуация, что какие-то вещи в нашей истории ушли, очень важные вещи, как выясняется. Вот я хотел бы с вами сегодня об этом поговорить. Наверное, это даже касается того, как мы преподаем историю прежде всего. Особенно это касается, наверное, школьной программы. Потому что люди, которые выбрали историю в качестве предмета для изучения, как профессионально или просто потому, что им это нравится, им это интересно – это одно дело. Но ведь какую-то базу знания собственной истории, истории страны, ее место в мировой истории мы должны закладывать уже в детстве. Согласны со мной?
КУЛИКОВ: Так, предупредим слушателей, что, конечно, мы немножко отвлеченно сегодня будем беседовать, по-другому не получится. Очень сейчас как бы важная тема – это идеология, везде она обсуждается, там конституция наша – есть, нет. Здесь распространен миф, что она вообще не нужна, что в развитых обществах нет идеологии, ну там много чего. Но надо одно понимать, что историческое знание, вот с моей точки зрения, в решающей степени определяет содержание идеологии. Причем не только фактологией, которую как-то, наверное, в нашей школе еще дают, хотя тоже к этому есть вопросы, отдельно надо обсудить. Но важна не фактология, а понимание значения этих фактов. Для чего? Для нас сегодняшних – что от этого факта в нашем сегодняшнем мировоззрении определяется. Понимаешь, вот это невероятно важно. В принципе, конечно, у нас и педагогов, и учителей не готовят к этому. Ну ты прочитал предмет, но сформулировать молодому человеку значение того, что произошло, это не так просто, это невероятно сложно. И тут можно либо вообще не войти в этот процесс, либо ограничиться банальностями…
САРАЛИДЗЕ: Да, я согласен. Уже много раз я говорил и в наших эфирах, и в эфирах телевизионных, когда принимаю участие, о том, что считаю историю государственно образующей наукой, государственно образующим знанием. Человек, который не знает или очень плохо знает историю собственной страны, по большому счету, мало что в ней понимает. Армен, твое мнение?
ГАСПАРЯН: Мы присутствуем, в общем, сейчас при нарыве гнойника, которому очень много лет. Советская власть сложила историю, которая устраивала ее идеологически. Все, что не подходило под канон, или чем нечем было гордиться, все оттуда тут же вымарывалось, потом это многократно переписывалось. И в результате у нас (я не беру там Куликовскую битву, давайте поговорим про 20-й век, он у нас все равно более всего и политизированный получается), в результате у нас получается очень странная картина, и мы на бытовом уровне общественном постоянно с этим сталкиваемся. Вот прошлый раз мы говорили про Донецко-Криворожскую Республику. Если бы знали бы об этом, наверное, многих проблем можно было бы избежать. Вот сейчас на Украине идет гонение на православную церковь. Чего у нас есть в учебнике истории вообще по этому поводу? У нас там присутствует объяснение, куда все делось? Ну вот у нас церковь была одним из государство образующих элементов в Российской империи, а потом ее вообще не стало. Зато там присутствует строчка "восстановлен храм Христа Спасителя". Прекрасно! А куда он до этого делся, благодаря кому? Может быть, это стоит объяснять людям? И тогда те события, которые происходят сегодня, будут им более понятны...
Слушайте в аудиофайле!