Былое и нравы Элитные рестораны Москвы: творческая атмосфера для творческой интеллигенции

21 ноября 2020, 20:10

Персоны

В каких ресторанах Москвы царила богемная атмосфера? Об этом Андрей Светенко беседовал с историком Александром Васькиным в программе «Былое и нравы» на радио «Вести ФМ».

СВЕТЕНКО: Это «Былое и нравы». С вами Андрей Светенко, здравствуйте. Сегодня мы бросим дерзкий вызов всем текущим ограничениям и пойдем в ресторан, пройдемся по ресторанам. Конечно, это будет поход и виртуальный, а главное – в прошедшем времени. Вот были в прошлые времена такие точки, их даже злачными никак не хочется называть, интересные места, про которые сейчас часто вспоминают, особенно в силу того, что там отдыхали и были завсегдатаями люди искусства, люди театра. И вот почему вот так часто и интересно рассказывают об этих некоторых местах Москвы – «Арагви», ресторан Дома актера, ресторан Домжура, другие точки? Вот там царила действительно какая-то богемная творческая атмосфера, люди искусства, и все это очень интересно то, что времена были такие, в которые, ну в общем-то, такое времяпрепровождение отнюдь не приветствовалось, и морально-воспитательное, так сказать, основание заключалось совершенно в иных точках отдыха. Разберемся с этой новеллой в истории недавней нашей страны и нашего общества с историком, писателем, бытописателем, историком повседневности Александром Васькиным. Александр Анатольевич, добрый вечер.

ВАСЬКИН: Здравствуйте.

СВЕТЕНКО: Все ли я правильно сказал, предпосылая наш с вами разговор? Потому что здесь как бы две темы в одном. Потому что, с одной стороны, почему именно эти места (я их уже отчасти обозначил). А второе, в общем-то, нас больше интересуют не сами заведения как таковые, а те люди, которые их посещали.

ВАСЬКИН: Да, вы совершенно правы. И дело в том, что таких заведений даже было больше, чем те, которые у нас на слуху. Творческая богема отдыхала в своих домах профессиональных. Да, прекрасные рестораны были, например, в Доме архитектора в Гранатном переулке, Дом литераторов пресловутый, мы хорошо его знаем. Ну вот Дом актера – да, пожалуй, один из самых известных ресторанов Москвы среди творческой интеллигенции. Открылся он в 37-м году. Все, конечно, помнят это здание, а кто не помнит – я просто напомню, что он стояло на углу с Пушкинской площадью, и называлось оно ВТО – Всероссийское театральное общество. И руководила этим обществом бессменно старейшая русская актриса Александра Яблочкина, еще до 17-го года, кстати, она стала им руководить. И сам Дом актера носил ее имя впоследствии. Ресторан был замечательный, прежде всего своей доступностью, как для корифеев сцены, так и для молодежи. Приходили туда артисты, режиссеры, в основном после спектаклей, ведь это уже и 11, и 12 часов. И, вы знаете, могли себе многое позволить.

Вот интересно вспоминал Михаил Михайлович Державин – артист Театра Сатиры, что можно было отведать молодым (им, молодым ребятам, они играли чуть ли не в массовке в Театре Ленком тогда еще с Ширвиндтом) замечательное блюдо – жареная картошка с мясом или салат из капусты кислой, «Айсберг» назывался, «Закуска Дома актера». Вот тоже интересно очень, что в каждом доме творческом, в ресторане были свои специфические блюда – блюда с названиями. Но вы знаете, чем Дом актера отличался от других творческих домов и ресторан Дома актера? Там был один очень примечательный сотрудник. Конечно, многие из нас читали роман «Мастер и Маргарита».

СВЕТЕНКО: Да, вы сорвали, с языка сняли, да, действительно.

ВАСЬКИН: Помните, там был Дом Грибоедова ведь, да?

СВЕТЕНКО: Да, и флибустьер, пират какой-то, значит.

ВАСЬКИН: Да, вы правы, Арчибальд Арчибальдович – это так называемый «Борода». Его звали Яков Данилович Розенталь. И очень многие артисты старшего поколения, в 40-е годы, например, они говорили: «Пойдем к Бороде». Что это значит? В гости к метрдотелю Якову Розенталю, который всех принимал. Действительно, у него была борода, как у Черномора, все верно описал Михаил Афанасьевич Булгаков.

Слушайте в аудиофайле

Былое и нравы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация