Самая большая страна Тверская область – соль земли русской
Персоны
Что значит – быть меж двух столиц. Удручающие цифры и их причины – почему идет такой отток населения? Пути возрождения. Прошлое, настоящее, будущее.
САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров и Гия Саралидзе. Это наш проект "Самая большая страна". Марат, приветствую.
САФАРОВ: Приветствую, Гия.
САРАЛИДЗЕ: Сегодня мы будем говорить о Тверской области. Не без душевного трепетного я, честно говоря, начинаю сегодня программу. Потому что, с одной стороны, конечно, Тверская область и тверская земля – это соль русской земли. Это наша история нашего государства, причем, в разные этапы, и, безусловно, игравшая огромное значение в истории и в судьбе страны. С другой стороны, это, наверное, если брать средства массовой информации, информационную повестку, в которой мы живем с Маратом, Тверская область – это одна из самых часто упоминаемых именно в негативном ключе областей. Я имею прежде всего – это демография, это умирание деревень, причем, это не только постсоветская история, это касается и позднесоветской. Я посмотрел, вот готовились мы к программе с Маратом, значит, согласно данным Росстата, сейчас население Тверской области составляет 1 миллион 245 тысяч человек, это вот на 2021 год. Значит, в 1959 году в Тверской области жило 1 миллион 806 тысяч, а в 89-м – 1 миллион 666. То есть уже тогда довольно серьезные были потери людские в позднесоветский период, а за 50 лет потери составили полмиллиона человек. Это очень, конечно, удручающий показатель. Да и дело не только в этом. Потому что мы говорили, что в разных регионах – да, есть отток населения, особенно в регионах, которые расположены рядом с крупными центрами, промышленными большими городами, которые, естественно, являются таким центром притяжения. Дело не только в этом, дело в общем ощущении, конечно, запустения во многих местах Тверской области, благо многие часто ездят, это близкий регион и к Московской области, и к Москве. И, конечно, разительно. Да, вот то, что ты видишь, допустим, в Московской области, особенно в последнее время, как преображается Московская область, как преображаются города, исторические и малые города, и то, что мы видим в Тверской области. К сожалению, это присутствует.
САФАРОВ: Это присутствует действительно, и демография катастрофическая, можно сказать, 500 тысяч – это огромная цифра. У нас есть регионы, которые составляют такую численность и даже меньше. А здесь вот Калининская (Тверская) область потеряла за полвека такое большое количество людей. Действительно, это и географический фактор, между двух столиц Тверская область оказалась. В старину, скажем, в 19-м веке все-таки отток был в разные стороны – и в Санкт-Петербург, и в Москву. В 20-м веке преимущественно уже в Москву скорее. Это, безусловно, и последствия Великой Отечественной войны, части территории Калининской области были оккупированы. Хотя оккупация по сравнению с другими регионами Советского Союза была непродолжительной, но тем не менее разрушительной. Мы знаем, что если нацисты заходили в город или село даже на несколько дней или недель, они оставляли разорения колоссальные и гибель людей. Это, безусловно, жизнь послевоенной русской деревни. Мы об этом неоднократно говорили в нашем цикле, в нашем проекте применительно к Центральной России – о том, что значительное количество средств в 50-е годы, скажем, тратилось в послевоенный период на освоение целины, на развитие союзных республик, и часто это шло в ущерб Центральной России, русской деревне, и так обескровленной, во многом оставшейся без мужчин, вдовой деревни. Вот тверская деревня, она, наверное, как ни одна другая, вот в этом смысле пострадала...
Слушайте в аудиофайле!