Открытая школа "Новый курс для будущих учителей содержит элемент о многонациональности, и это очень позитивно"
Персоны
Школа равных возможностей в освоении русского языка и ценностей России. Подготовка учителей к работе в этнокультурной среде. Новая литература по этнокультурному образованию. У микрофона – Марат Сафаров. Гостья – Елена Омельченко, доктор исторических наук, декан факультета регионоведения и этнокультурного образования МПГУ.
САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире – программа "Открытая школа". В студии "Вестей ФМ" – Марат Сафаров.
Этнокультурное образование в нашем многонациональном государстве – это особая тема, мы к ней регулярно обращаемся в эфирах. И уже стало традицией с помощью Елены Омельченко эти сложные темы разбирать – доктора исторических наук, декана факультета регионоведения и этнокультурного образования нашего старейшего педагогического учебного заведения – Московского педагогического государственного университета. Елена Александровна, приветствую вас в эфире "Вестей ФМ".
ОМЕЛЬЧЕНКО: Добрый день.
САФАРОВ: Елена Александровна, начало учебного года, Год педагога и наставника – много конкурсов проводится, в том числе связанных и с какими-то специальными знаниями педагога, не только предметными. Педагог, который работает в системе этнокультурного образования или применяет элементы этнокультурннго образования в своем труде, как он встречает этот учебный год, с какими, может быть, новыми знаниями, новыми положениями, что изменилось? Мы встречались с вами, если я не ошибаюсь, около года назад. Какие-то, может быть, изменения уже произошли?
ОМЕЛЬЧЕНКО: Я не могу сказать, что пока какие-то существенные изменения произошли именно в нормативной базе. Нужно сказать, что по нормативным документам у нас системы этнокультурного образования не существует. Существуют элементы, компоненты этой системы в рамках общероссийской системы и школьного, и среднего профессионального, и дошкольного образования. То есть мы больше говорим об этнокультурном компоненте в содержании общего образования. И здесь, конечно, все очень зависит от региона. Сейчас в большей степени акценты расставляются на то, чтобы ребята формировали общероссийскую гражданскую идентичность при осознании того, что они являются, конечно же, представителями того или иного этноса, той или иной культуры, той или иной религии. И учителя, педагоги прежде всего должны думать о том, как они воспитывают гражданина нашей большой многонациональной страны. Такие же установки получили и мы как преподаватели вузов. Вот новый курс, который сейчас уже введен для всех первокурсников – "Основы российской государственности", – там есть тоже элемент, как раз связанный с многонациональностью нашей страны. И мне кажется, это очень позитивно, потому что у нас есть возможность и будущим учителям побольше об этом рассказать.
САФАРОВ: И вот уже методические возможности и возможности в системе повышения квалификации, они так же готовы к тому, чтобы педагог в разных регионах нашей страны этот курс смог сам освоить и транслировать.
ОМЕЛЬЧЕНКО: Здесь, конечно, еще в начале пути, потому что работа по внедрению этого курса была достаточно интенсивной, динамичной. Так что фактически разрабатываем содержание в том числе и по ходу реализации. Есть те рекомендации, которыми мы руководствуемся – Министерства науки и высшего образования. Но все очень зависит от того, в какую аудиторию ты приходишь. Поскольку этот курс читается абсолютно всем направлениям подготовки, с математиками, с филологами, с биологами говорим немножко все-таки, основываясь на разных примерах, деталях. Хотя общие положения именно такие.
Полностью слушайте в аудиоверсии!
Открытая школа. Все выпуски
- Все аудио
- Открытая школа